Слово – профессору ВолгГТУ

Продолжение разговора через 40 с лишним лет…

Продолжение разговора через 40 с лишним лет…В последние дни уходящего 1972 года выпускник Волгоградского политехнического института 1963 года Ефим Тескер решил через газету «Политехник» обратиться с новогодним посланием к выпускникам ВПИ будущего, 73 года.

Вы видите эту пожелтевшую от времени статью. Ее прислали к нам, в редакцию «Политехника» дня сегодняшнего, сотрудники кафедры «Детали машин и подъемно-транспортные устройства» техуниверситета. Михаил Маркович Матлин, ее руководитель, как-то в разговоре спросил: «А почему бы вам, ребята, не встретиться с героем той публикации, почему бы вам не пообщаться с ним, почему бы не сделать некое продолжение разговора через 40 с лишним лет, разве это не интересно?»

Это было интересно. Это было не просто интересно, это было очень интересно и очень волнительно! И вот мы в кабинете того, кто напутствовал политеховскую молодежь 73-го. Это, конечно, уже не Ефим Тескер, который тогда, к моменту выхода газеты в печать, проработал целых 10 лет на Волгоградском тракторном заводе.

Сегодня – это Ефим Иосифович Тескер, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель испытательной лаборатории ВолгГТУ, автор многочисленных научных работ, уважаемый человек. Ефим Иосифович рассказал нам немного о себе. Что, оказывается, на тракторном он проработал целых 20 лет, с 1963 по 1983 год. Что ушел с любимого завода лишь только тогда, когда понял, что нет возможности самореализации. Ушел, но связь с ВГТЗ не потерял.

Это было уже на ином уровне, на научном, потому что к тому времени Ефим Иосифович работал в родном политехе на автотракторном факультете. Перед ним поставлены новые задачи, и он с большим энтузиазмом их решает. Как тогда, так и сейчас. Он просто по-другому не умеет.

В своем тогдашнем послании к политехникам Ефим Иосифович говорил о том, что инженер обязательно должен уметь думать. «Инженер (что в переводе с французского – изобретательный человек) должен всегда и в любой ситуации оставаться инженером. Поиск наилучшего варианта конструктивного решения – вот его задача. Очень важна творческая инициатива. Именно творческая. Инициатива в продвижении по службе – это нечто иное», – подчеркивал в статье он тогда, 40 лет назад. «Что скажете сегодня, Ефим Иосифович?» – спрашиваем мы его через четыре с лишним десятилетия. «Подписываюсь под всеми своими словами, – ответил он нам, – но сегодня еще и добавлю, что, как оказалось, инженерная база применима абсолютно везде – независимо от технического объекта! Если ты инженер, и ты способен думать, – это уже очень много значит. А уж отличить болт от гайки – дело не самое хитрое. Инженер должен оставаться инженером всегда!»

Здесь наш собеседник привел любопытный пример. Был у Ефима Иосифовича один знакомый инженер, который однажды оказался в командировке в Италии на химическом производстве по обмену опытом. Днем ему там все показывали, но фотографировать не разрешали. Вечером этот инженер приходил в гостиницу и все, что там видел, быстро рисовал. Приехав домой, нарисовал все в точности. Образец был изготовлен и работает по сей день, между прочим! «Вот это я считаю высшим пилотажем инженерной мысли!» – отмечает герой нашего очерка. Иногда лицо Ефима Иосифовича мрачнеет, когда он говорит о том, что промышленность сегодня переживает не самые лучшие времена для настоящего инженера.

Однако все-таки уже мерцает огонек надежды на возрождение профессии инженера, особенно в машиностроении, в связи с тем, что государство повернулось к отечественному производителю, что идет процесс импортозамещения, а это означает, что инженеры будут обязательно востребованы, ну как иначе-то?! Конечно, можно купить за баснословные деньги супер-станки, но кто заменит инженеров, которые будут следить за тем, чтобы эти супер-станки исправно работали? Уже все поняли, что промышленность, и особенно машиностроение, надо поднимать и делать свои редукторы, свои двигатели и массу другой своей высокотехнологичной техники, механизмов и агрегатов. А для этого нужны инженеры.

Грамотные, умные, которые постоянно учатся, узнают что-то новое, совершенствуют свои знания и умения, глубоко вникают в свою работу. И тогда инженер найдет себя! Это необходимо – найти себя! Эти слова не теряют соей актуальности и через 40 с лишним лет.

Уже заканчивался наш неторопливый и очень интересный разговор, когда Ефим Иосифович поделился с нами тем, что, оказывается, в канадском классическом университете McMaster есть целая церемония посвящения в инженеры. Она закрытая, поэтому всех деталей мы просто не имеем права раскрывать. Скажем лишь, что по окончании выпускнику выдается кольцо инженера. Из нержавейки, как правило. Носится оно на мизинце, и оно должно постоянно напоминать владельцу о его ответственности перед коллегами, обществом и самим собой. С уходом на пенсию или переходом на другую, не связанную с инженерным делом работу, кольцо рекомендуется сдать для передачи новому поколению.

А еще там есть клятва инженера, текст, кстати, написал еще в 1925 году сам Киплинг. Вот она, эта клятва: «Я, такой-то, в присутствии мне равных и превосходящих, клянусь своей честью и холодным железом (кольцом – прим. ред.) в том, что применяя свои знания, власть и силы, я никогда не допущу сам, не буду являться пассивным свидетелем и не скрою выполнения некачественной работы или применения некачественных материалов в случаях, когда это затрагивает мою работу как инженера перед лицом человечества или требует сделок с совестью перед лицом Создателя». Лучше не скажешь. Может, когда выпускники российских технических вузов будут читать на торжественной церемонии нечто подобное, у нас будут лучше дороги, крепче дома, красивее и надежнее автомобили?

И уже подводя итог нашему разговору, Ефим Иосифович признался, что новогоднее пожелание будущим выпускникам техуниверситета остается тем же, что и 40 с лишним лет назад: «Найти себя, быть полезным обществу, максимально реализовать себя в профессии и удачи в преодолении всех трудностей, которые будут возникать на жизненном пути!»

Андрей Аликбаев.

Стр. 9 из 10pdf