Юбилей

Испытание на прочность

Испытание 
на прочность3 марта исполняется 100 лет со дня рождения известного российского ученого Марка Соломоновича Дрозда.

Прямо с вокзала капитан Марк Дрозд отправился в Сталинградский механический институт. Да и идти больше некуда: жена с дочерью еще не вернулись из эвакуации. Вещей почти не было. А в кармане гимнастерки лежал военный билет с выпиской из приказа: «Капитан-инженер связи М.С. Дрозд демобилизован для продолжения высшего образования».

Он пришел к своему учителю, доценту И.Н. Миролюбову, у которого до войны занимался в научном кружке. Тот протянул ему книжку – сборник научных статей СМИ – Сталинградского механического института. Под одной из них рядом с именем ученого Дрозд увидел свою фамилию. Его первая работа была опубликована еще в 1941 году! А он об этом не знал – был на фронте.

...Одна из первых покупок, которую сделал М.С. Дрозд в послевоенном Сталинграде, – портрет Маяковского. Долгие годы этот портрет висел у него дома над рабочим столом. Еще учащимся ФЗУ слушал Марк Дрозд поэта – в 1930 году, в Донбассе. Ритм поэзии Маяковского – это ритм первых пятилеток, ритм горячих комсомольских сердец.

Вот книга «Рапорт лучших ударников Екатерининской железной дороги XVII съезду ВКП(б)». Старая фотография на странице: группа рабочих парней в ватниках и ушанках. Рядом строки: «Бригадир слесарей-вагоноремонтников Марк Дрозд подписал со своими товарищами рапорт XVII партсъезду о досрочном выполнении предсъездовского задания. Пятьдесят большегрузных вагонов отремонтировано!».

А потом было задание Днепропетровского горкома комсомола – работа ответственным за пропаганду технических знаний («техпроп», как тогда говорили), дальше – учеба в горном институте и, наконец, перевод из Днепропетровска на второй курс СМИ – Сталинградского механического.

Тридцатые годы урожаями не баловали. Профком СМИ добился для больных и нуждающихся диетпитания в заводских столовых (студенческих тогда и в помине не было). Набрал силу Сталинградский тракторный завод. Рабочих не хватало. Вместе со всеми на завод шел и председатель профкома института М.С. Дрозд. Большую помощь общественные организации института оказывали Сталинградскому тракторному заводу в работе по повышению технического уровня и ликвидации неграмотности среди рабочих.

А вечером он ходил в театр. Не пропускал ни одной премьеры. Тоже учился: ведь студенты ставили и свои спектакли, выезжали в села. Стихом, частушкой, агитпьесой воевали с пережитками.

...Он ушел на фронт с пятого курса, в июле сорок первого. Перед нами – фронтовая записная книжка. Листаем. Записи, записи... Города: Керчь, Киев, Ровно, Варшава, Берлин... «22.4.1945. Северо-восточная окраина Берлина. Сегодня в 10:00 вошли сюда. Цветут яблони. Гитлеровцы утверждали: красные режут всех немцев на куски. Население – в панике. Пришлось выполнять роль коменданта, наводить порядок...».
И вот, наконец, мир! Возвращение домой. Еще вокруг – скелеты домов, но Сталинград понемногу восстанавливается, живет. Вчерашние солдаты снова заняли свои места в студенческих аудиториях. Среди них – кавалер орденов Отечественной войны I и II степени и ордена Красной Звезды Марк Дрозд. Сданы последние экзамены. Защищен дипломный проект. Через четыре года на стол руководителя легла кандидатская диссертация...
Институт тем временем рос. Открывались новые специальности, факультеты. Стране были нужны инженеры. И вместе с другими преподавателями делал свое дело доцент М.С. Дрозд. Но была и другая работа. Не менее важная. То, что в вузах называют «второй половиной дня», – наука. Марк Соломонович всегда считал, что звание ученого надо подтверждать ежедневно. В 1963 году Сталинградский механический институт стал политехническим. Возникли новые кафедры. Одну из них – деталей машин и подъемно-транспортных устройств, возглавил в 1965 году М.С. Дрозд. С этого момента проблема конструкционной прочности материалов и деталей машин становится содержанием научных исследований коллектива кафедры. В 1965 году в Москве выходит монография М.С. Дрозда. «Определение механических свойств металла без разрушения». Книга привлекла внимание специалистов. Имеющиеся в Москве, в Российской государственной библиотеке, экземпляры зачитаны до дыр. Это свидетельствует об актуальности исследований.

...Долгие годы на стене одной из лабораторий кафедры деталей машин и подъемно-транспортных устройств Волгоградского политехнического института висела карта СССР. Места, где побывали научные сотрудники кафедры, отмечались на ней красными флажками. Шестьдесят красных лучиков разбегались во все концы Союза из точки с надписью «Волгоград». Чем же была обусловлена такая богатая география технических связей?
Любой инженер знает: для оценки прочности металла нужно подвергнуть его механическим испытаниям. Поэтому в заводских лабораториях ежедневно разрушают огромное количество специально изготовленных образцов. Множество людей трудится над ними, а после этого один удар – и уже ненужные обломки летят в ящик с отходами. Изготовить, чтобы сломать – не слишком ли дорогое удовольствие? Ведь в ряде случаев можно применить более оперативные методы, не требующие специальных образцов. Разработанная под руководством М.С. Дрозда серия ударных твердомеров для оперативного контроля механических свойств металла широко использовалась в теплоэнергетике, машиностроении и других отраслях промышленности СССР. Это позволило сэкономить миллионы рублей. Поток писем с просьбами о высылке чертежей не прекращался много лет. Портативные ударные твердомеры ВПИ были одной из наиболее востребованных научных разработок Волгоградского политехнического института. Их иногда в шутку называли «дроздометрами». Сотрудников кафедры «Детали машин и ПТУ» часто приглашали на различные промышленные предприятия для оказания технической помощи. Научные разработки кафедры были отмечены восемью медалями Выставки достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). Для практической реализации новых способов определения твердости и механических свойств материалов сотрудниками кафедры создано несколько государственных стандартов, действующих в настоящее время.
Другое направление научных исследований М.С. Дрозда – упрочнение деталей машин методом поверхностного пластического деформирования. Этот метод позволяет повысить долговечность изделий, способность сопротивляться воздействию переменных нагрузок, которые гораздо опаснее постоянных. Первые исследования в этом направлении были выполнены М.С. Дроздом более 60 лет назад. В 1980 году за заслуги в подготовке научных кадров и развитие научных исследований М.С. Дрозд был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

...Молодые научные сотрудники учились у своего руководителя творческому отношению к делу, требовательности к себе, настойчивости, научной честности, оптимизму. И когда перед исследователями вдруг возникала проблема, появлялись новые идеи, рождались изобретения. Более двухсот научных статей было опубликовано М.С. Дроздом и его сотрудниками. Под руководством М.С. Дрозда защищено девять кандидатских диссертаций. Созданная М.С. Дроздом научная школа продолжает существовать и сегодня. Четыре выпускника аспирантуры – активные ее представители: Ю.И. Славский, М.М. Матлин, А.А. Барон, Ю.И. Сидякин – стали докторами наук. Результаты исследований ученых кафедры были обобщены в 13 монографиях (из них 11 опубликованы в центральных издательствах). Авторы монографий – М.С. Дрозд, Ю.И. Славский, А.А. Барон, М.М. Матлин, Ю.И. Сидякин, М.Я. Иткис, С.Л. Лебский, А.И. Мозгунова, Н.Г. Дудкина, В.О. Мосейко. Сотрудниками кафедры получено около 100 авторских свидетельств и патентов.

Мы попытались прикинуть, сколько студентов за годы работы М.С. Дрозда в вузе прослушало его лекции. Получилось более четырех тысяч. Среди них немало сегодняшних преподавателей ВолгГТУ. Со многими людьми М.С. Дрозд встречался в ином качестве – как декан факультета, или как председатель профкома института, либо как председатель областного правления НТО машиностроительной промышленности.
В марте этого года Марк Соломонович Дрозд отметил бы 100-летний юбилей со дня рождения. Для нас, его учеников, он продолжает быть примером глубокой порядочности, научного бескорыстия, образцом служения любимому делу.

А.А. БАРОН, д.т.н.,
профессор кафедры
«Детали машин и ПТУ».

Стр. 2 из 6pdf