Командир санроты
Среди ветеранов Великой Отечественной войны – немало женщин. Нам хотелось бы рассказать об одной из них – Зинаиде Георгиевне Гавриловой, трудившейся фельдшером в санатории-профилактории ВолгГТУ.
В 1939 Зинаида Георгиевна окончила школу-семилетку и поступила в фельдшеро-акушерский техникум. Когда началась война, она получила диплом фельдшера и с твердым решением пойти на фронт пришла в военкомат. Но ей отказали – не было еще и 17 лет. В это время на окраинах Сталинграда располагались воинские части. На станции Садовая размещался 501 кавалеристский полк, который и воевал на подступах к городу. В этом полку погиб фельдшер, и Зинаида Георгиевна упросила командира взять ее. Радости девушки не было предела – так она горда была, что ее приняли в ряды защитников Родины!
С 23 февраля для нее начались фронтовые будни. В кавалеристском полку она находилась почти полгода. В середине августа 1942 года ее вызвали в санитарное управление Сталинградского фронта, где назначили командиром санитарной роты в составе 92-й стрелковой бригады 62-й армии. В роте Зинаиды Георгиевны было 100 человек: медсестры, санинструкторы, санитары – и все были молодые. Боевое крещение рота получила 23 августа 1942 года – в день, который запомнился на всю жизнь страшной бомбежкой. Это было ужасное зрелище – фашисты сбрасывали зажигательные и фугасные бомбы. Город превратился в море огня и сплошного дыма. Под разрушенными домами погибли тысячи жителей, раненые просили о помощи. Рота оказывала им помощь и отправляла в больницы, госпитали, которые еще остались не разрушенными. 24 августа фашисты продолжали бомбить Сталинград, небо было черное от самолетов. Госпитали, больницы – все было разрушено. Из горящих госпиталей оставшихся в живых раненных выносили на руках, в плащ-палатках, тяжело раненных отправляли на левый берег Волги. Но самое страшное и ужасное было, когда немцы бомбили даже катера и баржи с флагами с красным крестом. Волга горела, покрытая сплошной пленкой бензина. Лишь немногие добирались до левого берега.
Когда наступили морозы, Волга покрылась льдом. Переправлять раненых стало невозможно. Тогда им оказывали медицинскую помощь и искали какое-нибудь укрытие: подвалы, блиндажи, уцелевшие «закутки» зданий, оставляя с ними медицинский пост из трех-четырех человек. Так они спасали людей. Когда закончились бои в Сталинграде, стали появляться походные полевые госпитали, санитарные батальоны, куда рота переправляла раненых для распределения их по эвакогоспиталям в тыл.
После Сталинградской битвы лейтенанта Зинаиду Георгиевну направили фельдшером в саперный полк. Сталинградский фронт после окончания великой битвы был переименован в Воронежский под командованием генерала Ватутина.
Саперный полк выполнял ответственные задания штаба фронта – разминировал минные поля для прохода пехоты, танков и стрелковых орудий, строил понтонные мосты. Под бомбежкой многие боевые товарищи погибли или получили тяжелые ранения. Со своим полком она дошла до Берлина. Но для них, саперов, война закончилась только в декабре 1945 года. Полк оставили разминировать Берлин, спасать жизни мирных жителей.
Демобилизовали Зинаиду Георгиевну в январе 1946 года. Начались мирные трудовые будни в поликлинике № 3. Одновременно Зинаида Георгиевна активно участвовала в восстановлении города: расчищала улицы, сажала деревья. Двадцать лет проработала она в поликлинике и еще двадцать два – в санатрории-профилактории нашего университета. Многим приходилось встречаться с этой женщиной: внимательный взгляд, аккуратно уложенные светлые волосы и покоряющий своей мягкостью голос. Такой голос может в миг успокоить, снять боль, освободить от груза усталости. Это и есть Зинаида Георгиевна.
Валерия ФОМИЧЕНКО,
гр. АТ-316.