Сохраним природу нашего родного края
С 1 января 2019 года вступают в силу новые положения экологического законодательства России.
За разъяснениями природоохранного законодательства в области обращения с отходами, охраны атмосферного воздуха от загрязнения вредными веществами, использования наилучших доступных технологий (НДТ) в промышленном производстве мы обратились к руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Волгоградской области С.В. Васильеву.
– Сергей Васильевич, что нового можно ожидать от этой экологической реформы?
– Реформа природоохранного законодательства начата в 2014 году как в части учета объектов государственного надзора федерального и регионального уровня, так и в части изменения требований к разработке разрешительной документации и подготовке отчетов об осуществлении деятельности и ведению мониторинга. И в настоящий момент она не завершена. Поэтому, подчеркну, речь идет о новых положениях экологического законодательства России. В последние годы в России действительно происходили значительные корректировки природоохранного законодательства, значительные изменения претерпевали нормативные правовые акты всех уровней – начиная с федеральных законов, заканчивая ведомственными, отраслевыми и региональными документами.
Так, например, в 2016 году был утвержден новый порядок учета объектов государственного надзора (т.е. объектов негативного воздействия) федерального и регионального уровня. В результате к 1 ноября 2018 года на государственный учет в регионе поставлено свыше 3500 объектов негативного воздействия, из них порядка 1560 – в федеральный реестр, а порядка 1990 определены как объекты регионального надзора. В целях дифференциации обязательных требований для хозяйствующих субъектов, при постановке на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия были подразделены на четыре категории. Поясню: категории негативного воздействия присваиваются объектам на основании Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий (они утверждены постановлением Правительства РФ № 1029 от 28.09.2015). Объектов I категории числится в Управлении 104, II категории 408, III категории 945 и IV категории 98.
А 21декабря 2016 года на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», рассчитанной до 2025 года.
– И какие задачи преследует реформа?
– Реформа включает следующие задачи: переход к модели управления рисками и применение риск-ориентированного подхода, переход от системы наказаний к профилактике нарушений, применение современных информационных технологий, сокращение коррупционных рисков, перестройку кадровой политики и др. Поэтому с 2017 года в федеральном государственном экологическом надзоре был внедрен риск-ориентированный подход.
В связи с этим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие федеральному государственному надзору (согласно утвержденному постановлением Правительства РФ № 806 от17.08.2016 перечню видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода) подразделены на 6 категорий риска. Критерии определения категорий риска указаны в приложении к Положению о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации № 426 от 08.05.2014.
– Как новые законы скажутся на работе волгоградских предприятий?
– Приоритетными задачами Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года являются сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, а также экологически ориентированный рост экономики.
Экология и экономика – тесно связанные понятия. С одной стороны, экологические мероприятия требуют немалых финансовых инвестиций, с другой – позволяют формировать дополнительные денежные потоки. Затратные экологически-ориентированные проекты в большинстве случаев имеют вполне обозримую перспективу окупаемости с последующим выходом на стабильную прибыль.
И руководителям предприятий необходимо принимать решения, правильные как с инженерной, так и с экономической и экологически-ориентированной точек зрения. Кроме того, при организации деятельности предприятия необходимо учитывать, что в настоящее время в государстве происходит переход от политики ликвидации ущерба окружающей среде к политике рационального природопользования и предотвращения загрязнения окружающей среды.
– Таким образом, уже проведены важные этапы экологического реформирования. А как проинформированы об этом природопользователи?
– Со 2 квартала 2017 года Управлением ежеквартально проводились публичные мероприятия для хозяйствующих субъектов по обсуждению результатов правоприменительной практики на площадках волгоградских вузов (Волгоградский государственный университет, Волгоградский государственный технический университет, Волгоградский государственный аграрный университет).
За 9 месяцев 2018 года проведено три публичных мероприятия в администрации городского округа – города Волжского, где акцентировали внимание на вопросах перехода промышленных предприятий на использование в своей деятельности наилучших доступных технологий; в городе Камышине, где обсуждались направления деятельности по оздоровлению водных объектов; в Урюпинске, где особое внимание уделялось экологии в сельском производстве. А 28 ноября текущего года на базе администрации города Волгограда пройдет обсуждение результатов правоприменительной практики, на котором будут затрагиваться вопросы платы за негативное воздействие на окружающую среду и аспекты экологического законодательства РФ, вступающего в силу с 2019 года.
Кроме того, на странице Управления сайта Росприроднадзора ежеквартально размещается актуальная информация о запланированных Управлением мероприятиях, а также проекты докладов и доклады по правоприменительной практике («как делать нельзя») и с руководством по соблюдению обязательных требований («как делать нужно») (http: http:34.rpn.gov.ru).
В Личном кабинете природопользователя с июня 2018 года размещен калькулятор предварительного расчета категории риска для объекта негативного воздействия. Ознакомиться с новым функционалом можно по ссылке «https:lk.fsrpn.rucalcrisks».
– Что Вы можете сказать об информационной работе с предприятиями?
– Большую информационную работу среди промышленных предприятий Управление провело в части необходимости применения в их деятельности Федерального закона № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», отдельные нормы которого вступают в силу с 2019 года.
В апреле 2016 года на ОАО «Волжский абразивный завод» впервые для субъектов хозяйственной деятельности мы говорили о реализации данного закона. В марте 2017 года на площадке АО «Волжский трубный завод», в целях продолжения информационно-просветительской работы, направленной на отказ от использования в деятельности промышленных предприятий устаревших и неэффективных технологий и перехода на принципы наилучших доступных технологий в соответствии с отраслевыми справочниками по НДТ, был продолжен диалог с промышленными предприятиями Волгоградской области.
В нем приняли участие руководители Бюро наилучших доступных технологий страны и представители федеральных ведомств Минпромторга России, Министерства природных ресурсов и экологии России. На АО «Каустик» для специалистов – экологов промышленных предприятий, состоялась деловая игра «Выдача комплексного экологического разрешения (КЭР) АО «Каустик» (основное производство)». В ноябре 2017 в Волгоградском государственном техническом университете, на встрече с промышленными предприятиями, профессорско-преподавательским составом волгоградских вузов, ГПБУ «Мосэкомониторинг», основное внимание было уделено вопросам содействия научного сообщества разработке и внедрению наилучших доступных отечественных технологий в производстве промышленных предприятий Волгоградской области.
Во исполнение поставленных государственных задач по переходу на наилучшие доступные технологии (НДТ) по информационно-техническим справочникам (ИТС), а также в целях информационной открытости в июле этого года было проведено совещание в Управлении. На этом совещании все четыре промышленных предприятия Волгоградской области: АО «Себряковцемент»; ОАО «Волжский абразивный завод»; ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка»; ООО «Концессии водоснабжения», включенные Минприроды России в Перечень 300 промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду, рассказали о программах повышения экологической эффективности, реализации планов мероприятий по снижению вредных выбросов (сбросов) в окружающую среду за счет модернизации, о внедрении НДТ, технических стандартах и предпринимаемых иных мерах по снижению негативного воздействия в свете требований новых нормативных правовых актов, действующих на сегодня.
Также мы говорили о новых нормах, обязывающих предприятия с 1 января 2019 оснащать источники выбросов загрязняющих веществ счетчиками контроля; о проектах подзаконных правовых актов, разработанных Минприроды России. Речь шла, в том числе о поправках в КоАП в части установления мер ответственности за нарушение требований по оснащению стационарных источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля, внесенных в Правительство РФ.
– С 2019 года платить за негативное воздействие на окружающую среду придется по новым правилам?
– Природопользователю необходимо знать, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса в отчетном периоде: выбросов загрязняющих веществ; сбросов загрязняющих веществ; размещенных отходов производства и потребления. Платежная база определяется плательщиками за НВОС самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду определен Федеральным законом № 7-ФЗ.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством РФ.
Необходимо отметить, что при размещении отходов производства и потребления на объектах размещения отходов, исключающих негативное воздействие на окружающую среду и определяемых в соответствии с законодательством РФ в области обращения с отходами, плата не взимается. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плату, исчисленную по итогам отчетного периода в порядке, установленном, с учетом корректировки ее размера, природопользователю надлежит перечислить не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом.
Декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду природопользователям – плательщикам НВОС необходимо представить в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. Срок ее подачи – не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом.
Несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду экономическими субъектами влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней.
С 1 января 2019 года действующие тарифы платы за негативное воздействие на окружающую среду проиндексированы на коэффициент 1,04. Соответствующее Постановление № 758 от 29.06.2018 уже утверждено Правительством РФ. Кроме того, приняты обновленные ставки по НВОС за размещение твердых коммунальных отходов.
– Есть ли случаи, когда хозяйствующие субъекты и ваши инспекторы по-разному толкуют одни и те же требования природоохранного законодательства, и что делается вашим ведомством в целях предупреждения, пресечения нарушения закона?
– Да, такие случаи встречаются. Большое внимание Управление уделяет изучению административной и судебной практики, прежде всего, в целях предупреждения и устранения имеющихся недостатков, а также учета складывающейся правоприменительной практики.
Как правило, в ходе ведения и рассмотрения административного дела большинство правонарушителей осознает совершенное ими административное правонарушение, принимает меры к устранению наступивших вредных последствий для окружающей среды. Вместе с тем ряд лиц, привлеченных к административной ответственности, будучи с этим несогласными и, используя свое законное право, обращаются с жалобами и заявлениями в суд.
– Проводится ли вашим Управлением межведомственная работа с правоохранительными органами по привлечению нарушителей к ответственности?
– Да, межведомственная работа относится к числу значимых направлений в деятельности Управления, проводимые мероприятия помогают достичь определенных положительных результатов. Только в прошлом году государственные инспекторы Управления приняли участие в проведении ряда проверок совместно с Управлением ФСБ России по Волгоградской области, прокуратурой РФ по Волгоградской области, Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой, Главным Управлением МВД России по Волгоградской области.
В настоящее время нашим Управлением совместно с Управлением ГИБДД России по Волгоградской области утвержден комплексный план мероприятий, направленных на усиление режима экологического надзора (контроля) на территории Волгоградской области, в целях выявления и пресечения деятельности по незаконному транспортированию и размещению отходов, нарушений, связанных с загрязнением водных объектов, взыскания нанесенного вреда, причиненного окружающей среде. За период 2017–2018 гг. на основании материалов Управления возбуждено шесть уголовных дел, три материала находятся в работе.
– Какие планы в работе ведомства на грядущий 2019 год?
– Мы будем стремиться сохранить природу родного края для будущих поколений общими усилиями государства, бизнеса и гражданского общества. Многие годы тема экологии была на втором плане, пропуская вперед социально-экономические и другие вопросы. Игнорировать проблемы окружающей среды нельзя, об этом должен помнить каждый.