Кто имеет, а кто не имеет права избирать
18 марта – день голосования на выборах Президента России. Это наиболее простой, распространенный и массовый акт участия граждан в управлении государством. Существуют и другие варианты такого участия, но они сложнее и требуют большей отдачи. Например, участие в законодательном собрании (парламенте) в качестве депутата или выполнение функций по государственному управлению на профессиональной основе – государственная служба.
Кто может участвовать в голосовании? Правильный ответ: все граждане, обладающие активным избирательным правом! А такой ответ, что избирают все жители страны будет неправильным. Граждане и жители – это не одно и то же. Чтобы ответ был более полным и понятным, для наглядности необходимо перечислить тех, кто не имеет право голосовать, участвовать в управлении государством, избирать на высшие государственные должности. Это иностранные граждане, лица без гражданства и некоторые другие категории жителей.
Иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории нашей страны, обязаны платить налоги, подчиняться законам, но не могут участвовать в управлении государством. Они не могут избирать, не могут быть избранными, а также они не могут занимать должности на государственной службе, служить в армии, силовых ведомствах, то есть выполнять любые функции по управлению государством.
Следует отметить, что также не все граждане Российской Федерации имеют право избирать. Согласно действующему законодательству: «Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда» (п.3 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Недееспособные не могут отвечать за свои действия по состоянию здоровья, а осужденные лишены избирательных прав вместе с лишением свободы за совершенные преступления.
Особо следует отметить правовое значение поведения избирателей, которые отказываются идти голосовать. Фактически тем самым они добровольно приравнивают себя к тем, кто указан в вышеупомянутой статье федерального закона. Ибо ожидание, что это будет оценено как протест, юридически и логически не верно. Отказ от голосования можно и необходимо оценивать как позицию «не против» при любом исходе голосования. То есть избиратель не имеет собственного мнения и заранее согласен с точкой зрения большинства других избирателей.
А.Н. Леонтьев, доцент каф. «Философия и право».