Мнения экспертов
Дискуссия студентов по вопросу «Взаимодействие студсоветов и администрации вузов в области патриотического воспитания в современных условиях»
Эксперт Е.В. Ануфриева
Содержательные выводы, которые могут быть сформулированы по итогам дискуссий:
• Обсуждение вопросов патриотического воспитания показало богатство взглядов, опыта и мнений студентов. Все участники отметили то, что патриотизм, как чувство любви к Родине, закладывается и формируется в семье. Некоторые участники подчеркнули, что патриотизм формируется и воспитывается не только примерами героики Великой Отечественной войны, но и знанием истории мирного времени, участием в благотворительных акциях.
• Студенты отметили роль вузов, особенно роль проводимых по инициативе как администрации, так и самих студентов, мероприятий патриотической направленности в процессе формирования патриотизма. Это обсуждение стало развитием двух тезисов, прозвучавших в пленарных докладах. Первый тезис о том, что соучастие в общественной деятельности, в данном случае патриотической, позволяет молодому человеку серьезнее относиться к своей стране, к своей Родине. Второй тезис касался предложения развития «просветительского патриотизма», ориентированного на изучение студентами истории своего города, края, памятных мест. Эта идея, озвученная Эриком Торосяном, студентом Кубанского государственного университета, в основном получила поддержку.
Дискуссия студентов по вопросу «Взаимодействие студсоветов и администраций вузов в области прав студентов»
Эксперт Н.В. Дулина
Общая характеристика дискуссии: оживленная, заинтересованная, содержательно аргументированная, сопровождаемая большим количеством конкретных примеров взаимодействия ОСС и администраций конкретных вузов.
Содержательные выводы, которые могут быть сформулированы по итогам дискуссии:
• в вузах страны созданы и достаточно эффективно действуют студенческие советы;
• практикой взаимодействия и необходимостью решения проблем студентов уже выработаны конкретные механизмы взаимодействия ОСС и администраций вузов, основные элементы и связи между элементами таких механизмов определяются спецификой конкретного вуза;
• актив ОСС высоко оценивает эффективность взаимодействия ОСС и администраций вузов;
• высоко оценена роль и деятельность проректоров по воспитательной работе в реализации планов студентов и эффективном сотрудничестве с администрацией вузов, формировании благоприятной («человекоориентированной и человекоразмерной») социально-гуманитарной среды вузов;
• даже студенческий актив имеет фрагментарное (скорее, интуитивное, в рамках повседневной практики и собственного опыта) представление о правах студентов, предоставляемых им Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012). Косвенное подтверждение данного тезиса: только два человека от числа участвующих в дискуссии, сказали, что читали этот закон, остальные признались, что закона не читали и не знают его; в ходе выполнения заданий студентами было обозначено большее количество обязанностей, чем количество прав, и т. д.
• не было выделено (артикулировано) каких-то прав студентов, которые требовали бы особой защиты, и реализация которых возможна только через введение в вузах статуса уполномоченного по правам студентов, что, по нашему мнению, лишний раз свидетельствует об эффективном в настоящее время взаимодействии ОСС и администраций вузов.