В новых условиях
Вышли на дистанцию
На минувшей неделе для преподавателей опорного вуза в рамках плановых мероприятий по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательные программы университета прошли обучающие семинары по созданию учебных курсов в электронной информационной образовательной среде (ЭИОС). Семинары посетили представители всех кафедр ВолгГТУ, которые впоследствии поделились полученной информацией со своими коллегами.
Электронная информационная образовательная среда – далеко не новое явление в вузе. Преподаватели активно используют возможности современных технологий, но в ситуации, когда в целях профилактики распространения коронавируснуй инфекции университет переходит на дистанционное обучение студентов, правильное и полное наполнение ЭИОС учебными курсами, изучение ее функционала как преподавателями, так и студентами, максимальное использование ее возможностей, должны стать основой для взаимодействия педагогов и обучающихся.
Хотя для реализации учебного процесса не возбраняется и использование открытых онлайн-ресурсов, а для коммуникации со студентами – мессенджеров и социальных сетей (кстати, их использование также рекомендуется указывать в ЭИОС).
Заведующая сектором нормативно-методического обеспечения образовательной деятельности Е.Д. Беришева представила преподавателям подробную инструкцию, пояснив наглядно каждое действие, уточнила какие именно материалы и в каком формате можно загружать в ЭИОС, рассказала о возможностях двусторонней связи с обучающимися, оценке их знаний, а также ответила на вопросы участников семинара.
Также был проведен плановый практический семинар по созданию учебных курсов в ЭИОС для кафедры «Оборудование и технология сварочного производства».
Преподавательский состав освежил знания о системе, а обновить навыки по работе с ресурсом ЭИОС помог доцент кафедры Святослав Викторович Хаустов. Особое внимание было уделено возможностям дистанционного общения со студентами посредством встроенного онлайн-чата.
Присутствующие смогли задать интересующие вопросы и получить советы, касающиеся особенностей работы в сегодняшних условиях.
Подобные практические семинары были организованы для всех кафедр опорного университета.
Отметим, что в ЭИОС к уже имеющимся автоматически сформировано порядка 4000 новых курсов с прикрепленными к ним преподавателями и студентами.
А кафедра «Системы автоматизированного проектирования и поискового конструирования» ФЭВТ реализовала несколько занятий в рамках планового обучения для преподавателей по работе в программах проведения видеоконференций.
Обучение проводилось в программах Discord и Zoom. Discord удобна для проведения групповых чатов и имеет популярность среди студентов, тогда как программа Zoom наделена функциями, позволяющими проводить длительные вебинары и конференции.
Преподавателям и студентам необходимо пройти регистрацию на сайтах Discord и Zoom и скачать клиенты программ на устройство, с которого будет проводиться трансляция учебного материала. Присутствующие смогли ознакомиться с настройкой и созданием групповых чатов, особенностями работы в видеоформате.
В случае возникновения вопросов у преподавателей, формируется отряд волонтеров под руководством декана факультета электроники и вычислительной техники Оксаны Алексеевны Авдеюк.
Добавим, что многие преподаватели ВолгГТУ проводят практические занятия в дистанционном формате, используя социальную сеть ВКонтакте. Почему именно там? Потому что эта академическая группа уже имеет там беседу – то есть все обучающиеся давно «уже там» и нет необходимости тратить время на регистрацию и изучение инструментов для эффективной работы.
Занятия проходят по расписанию, ровно 1,5 ч. Как многие отмечают, всего-то требуется создать закрытое сообщество, пригласить туда студентов потока и выложить на стену понятные и четкие правила проведения.
Кроме этого, также в ВК в сообществе «Волонтеры ФЭВТ по ДО» выкладываются обучающие видеоролики об использовании мессенджеров, социальных сетей и стриминговых платформ в дистанционном обучении.
Заведующая сектором нормативно-методического обеспечения образовательной деятельности Е.Д. Беришева записала видео о том, как наполнить курс своими материалами. Ссылка уже есть на главной странице в ЭИОС. Готовится видео по созданию тестов.
Екатерина Стрельцова, Наталья Толмачева.
Фото авторов.
Рейтинг
ВолгГТУ в ТОП-50
ВолгГТУ на 45 месте среди 125 инженерных университетов страны в рейтинге востребованности вузов в РФ – 2019.
Как сообщили в пресс-службе «Социального навигатора» МИА «Россия сегодня» в 2019 году в исследование были включены 436 вузов, что на 12 меньше, чем в 2018 году (444 вуза). Сокращение числа участников рейтинга связано с реорганизацией, объединением ряда вузов.
Оценка вузов проводилась по таким показателям, как доля выпускников, получивших направление на работу, коммерциализация интеллектуального продукта организации, а также цитирование трудов ее сотрудников.
ВолгГТУ – опорный университет входит в ТОП-50 лучших инженерных вузов страны и уверенно занимает 45 место.
У Волгоградского государственного технического университета по показателю «доля выпускников, получивших направление на работу» – почти 22%. Еще один показатель – «доля средств от коммерциализации интеллектуальных продуктов» – 26,5% и по показателю «i-индекс цитирования трудов сотрудников организации» – 17%.
В рейтинг вошли государственные, муниципальные и частные организации высшего образования, среди которых 88 классических университетов, 125 инженерных вузов, 49 сельскохозяйственных, 65 гуманитарных (в том числе, педагогические, филологические, физкультуры и спорта), 59 из сферы управления и 50 медицинских.
Согласно результатам исследования, в 2019 году в инженерных вузах 64% выпускников получили направления на работу, в гуманитарных вузах – 62%, в медицинских вузах – 60% и в классических университетах – 53%.
Коммерциализация и цитируемость
По показателю «доля средств в бюджете вуза от научных исследований, разработок, программ профессионального обучения для организаций» лидируют инженерные вузы. В среднем коммерциализация их интеллектуального продукта составляет почти 16% бюджета.
Почти в два раза меньше средние показатели у сельскохозяйственных вузов. Самые низкие средние значения у медицинских и гуманитарных вузов – примерно по 6%.
Авторы исследования не выявили четких закономерностей цитируемости научных публикаций для исследователей из разных групп вузов.
В большинстве сельскохозяйственных и гуманитарных вузов работают по 7-13 авторитетных ученых, в вузах сферы управления – по 8-15, в медицинских вузах – по 12-15, в инженерных вузах – от 10-12 до 15-17.
Заметки с заседания
Университет ждет модернизация
В ВолгГТУ состоялось утверждение Программы модернизации имущественного комплекса вуза и был рассмотрен еще ряд вопросов.
В опорном университете рассматривались вопросы состояния и перспектив развития международного сотрудничества в области образования и науки.
Проректор Сергей Юрьевич Калашников рассказал в целом о международной деятельности вуза, о положении ВолгГТУ в мировых рейтингах, в частности, престижнейшем рейтинге Times Higher Education. И было подчеркнуто, что присутствие вуза в этом рейтинге – это один из мощнейших инструментов привлечения в университет иностранных студентов, это продолжение работы по улучшению репутационной составляющей вуза.
Всего на сегодня в вузе – 1 264 иностранных студента, из них 310 – это бюджет, а 954 – контрактники. По прогнозам на 2022 год ожидается, что к нам приедут учиться уже 1745 юношей и девушек из разных стран. Говорил С.Ю. Калашников и об успеваемости иностранных студентов, которая в некоторых случаях очень даже высокая.
«Мы все больше обращаем внимание не на количество, а на качество иностранных студентов», – отметил Сергей Юрьевич.
Также было сказано о том, что на сегодняшний день в ВолгГТУ больше всех студентов из Туркменистана и Узбекистана, есть ребята из Ирака, Египта, Нигерии, Ганы, Вьетнама, Китая, даже учатся 9 студентов из Кот-д’Ивуара и многих других стран.
Кроме того, состоялось утверждение Программы модернизации имущественного комплекса ВолгГТУ на 2020 год. Представлял программу проректор по административно-хозяйственной работе Николай Петрович Беляк.
Как мы уже сообщали, опорный университет получит 200 млн рублей в 2020 году по Программе модернизации, которая включает в себя капитальный ремонт объектов вуза и проведение мероприятий по антитеррористической защите.
И как уже отмечалось, деньги будут распределены по всем филиалам опорного университета. Так, на сам капитальный ремонт, который будет включать в себя огромный объем работ: капремонт общежитий, учебных корпусов, лабораторий, кровли, замена оконных ограждений и многое другое – будет истрачено почти 166 млн рублей, на антитеррористическую защиту – более 34 млн. Неоднократно подчеркивалось, что недопустимо нецелевое использование средств.
Всего же в Программу модернизации включено 227 российских вузов, на 2020 год им выделено 16 млрд рублей, на следующий год планируется, что денег будет в 2 раза больше.
Андрей Аликбаев.
Заметки с ректората
Вуз в режиме онлайн
В ВолгГТУ состоялось очередное заседание ректората.
В самом начале заседания ректор вуза Александр Валентинович Навроцкий подчеркнул, что университет работает в особых условиях предупреждения распространения коронавирусной инфекции и в связи с этим 23 марта на основании приказа ректора прекращен доступ обучающихся во все учебные аудитории до особого распоряжения.
Организовано дистанционное взаимодействие преподавателей со студентами. Но несмотря на все эти не совсем привычные условия, студенты по-прежнему продолжают учиться, хоть и удаленно, а преподаватели продолжают студентов по-прежнему обучать, хоть и также удаленно. Особо отметим, что в этом для преподавателей опорного университета не было и нет ничего нового, потому что в вузе давно активно используются возможности современных технологий.
После рассмотрения кадровых вопросов перешли к работе по повестке дня.
О мероприятиях университета по обеспечению эффективности приемной кампании в 2020 году докладывал проректор И.Л. Гоник. Игорь Леонидович обратил внимание на сдачу ЕГЭ будущими выпускниками школ региона, рассказал об основных мероприятиях по привлечению абитуриентов, о профориентационной работе, которая проводится в опорном университете.
Были отмечены успехи в привлечении абитуриентов через социальные сети, и в этой связи Игорь Леонидович напомнил о том, что еще 14 марта в вузе была проведена онлайн-консультация для абитуриентов. Это был первый опыт, но уже тогда в разговоре участвовали 37 будущих выпускников школ Волгоградской области.
О работе в этом направлении также доложили и руководители всех филиалов вуза.
Кроме этого Игорь Леонидович Гоник говорил и о реализации деятельности опорного университета в режиме онлайн.
Еще один вопрос, который рассматривался на заседании ректората, – это о развитии непрерывного образования на факультете послевузовского образования. С докладом по нему выступила его декан Ольга Сергеевна Пескова.
Андрей Борисов.
Внимание, конкурс!
Наука молодых
Отдел координации научных исследований молодых ученых Управления науки и инноваций ВолгГТУ объявляет конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу студентов.
Конкурс пройдет с 19 по 22 мая 2020 года по 16 направлениям.
Для участия в конкурсе необходимо представить в конкурсную комиссию в срок до 24 апреля 2020 года (включительно), отправив на электронную почту omuvstu@mail.ru, файл в редакторе Word (до 3 Мб), содержащий тезисы доклада и «Сведения об авторе».
В конкурсе могут принимать участие студенты ВолгГТУ и школьники Волгограда и области, выполнившие научные или инженерно-технические разработки и исследования.
По результатам конкурса будет издан сборник тезисов докладов (в печатном и электронном видах). Сборник тезисов докладов будет размещен в библиографической базе данных РИНЦ.
Более подробную информацию можно получить:
Отдел координации научных исследований молодых ученых УНиИ ВолгГТУ.
Кабинет 427б главного учебного корпуса ВолгГТУ (режим работы: с 09:00 до 17:00 часов).
По телефонам: 8(8442)24-81-99, 24-80-22.
Навстречу Великой Победе
Увидеть «Возрождение Сталинграда»
В рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне преподаватели кафедры истории, культуры и социологии опорного университета показали студентам на всех потоках читаемых курсов документальный фильм «Возрождение Сталинграда», снятый в 1944 г.
Фильм о военном времени был снят и сделан через год после окончания Сталинградской битвы, но главная его цель – не демонстрация страшных разрушений и сожаление об утраченном, а показ созидательной силы народа, сумевшего выйти из ада войны и сохранившего тем не менее оптимизм, надежду на лучшее.
На занятиях по истории анализировался исторический материал, визуальный образ разрушенного, но несломленного Сталинграда, возрождающегося из руин. По заданию преподавателей студенты выполнили социологический анализ фильма как документа военной эпохи, касающийся различных социальных аспектов военного времени в нашем городе.
Студентам было важно увидеть и прочувствовать психоэмоциональный настрой эпохи, главных действующих лиц – сталинградцев и прибывших им на помощь из разных уголков страны добровольцев. Это очень хорошо подметили студенты в своих работах о фильме:
«Фильм должен был показать миру, что побеждающий в страшной войне СССР уже начал возрождаться. Первые кадры показывают, насколько пострадал город изначально. Мы видим сплошные руины. Было разрушено все городское хозяйство…
Фильм рассказывает историю восстановления из руин героического города. Нельзя было жить в Сталинграде, пока он не очищен от взрывчатых веществ. Бомбы и снаряды в городе находят до сих пор. Более миллиона мин обезвредили советские минеры, тем самым расчистив путь для возвращения горожан. Так был сделан первый шаг к восстановлению.
Сталинград начинает новую жизнь: в него возвращаются люди, они прошли и проехали сотни верст, чтобы вернуться в родные края, у них не осталось крыши над головой и какого-либо имущества, но все они были воодушевлены возрождением своего родного города». (Александра Преснухина, ПП-152).
«Жителям немногое удалось сохранить, но главное – их дети были с ними. Теперь им предстояло жить под открытым небом в разрушенном городе, но это было свое небо и своя земля, на которой развернулась вскоре большая работа. Теперь первостепенной задачей и ценностью был город, а не свое личное жилье» (Надежда Евдокимова, гр. МВ-131).
«Люди перебирали развалины своих домов и находили простые вещи. Но в то время эти вещи были на вес золота. Чтобы прожить первое время, они объединялись несколькими семьями и складывали в общее место уцелевшее имущество. Сообща они устраивали ночлег, готовили пищу и начинали восстанавливать город». (Анастасия Кузнецова, гр. М-135).
«Люди держались вместе и помогали друг другу… Это единство и трудолюбие помогало им не сдаться и не опустить руки. А самая главная ценность для них была семья». (Аушев, гр. М-134).
«Дети начали учиться в первый же месяц после победы. Если дети учатся, значит, город живет, даже если в школьном классе стоят только две стены». (Александр Даниленко, гр. ПП-152).
«Жители испытывали нужду во всем, но помощь вскоре пришла. 15 тысяч комсомольцев приехали в город для помощи в восстановлении города... Юноши и девушки, никогда не имевшие отношение к строительству, принимали новые социальные роли, чтобы возродить город». (Надежда Евдокимова, гр. МВ-131).
«Кто-то только отучился в школе, кто-то еще недавно работал воспитателем, кто-то сельским агрономом,.. Теперь они взялись за молотки и гвозди, пошли отстраивать город. Им была не страшна погода, трудные условия, усталость. Стиснув зубы, они трудились на благо города, на благо страны, на благо Родины.
Поистине поражает сила духа и упорство сталинградцев, их воля и желание жить, наслаждаться жизнью» (А. Етеревская, гр. ПП-152).
Сталинград – первый из разрушенных городов, который возрождался методом народной стройки. В его поддержку из других городов шла помощь и подарки – все для восстановления Сталинграда!
Студенты не забывают отметить наиболее ярких персонажей: девушек-строителей, живущих в разбитом немецком самолете (крыло самолета со свастикой они используют как лесенку в свое жилище); женщин-активистов Черкасовского движения, которые восстанавливают дом Павлова; машиниста Лунина, который привез в город эшелон угля, купленного на собственные средства...
«Трудом сталинградцы решили продолжать свою борьбу с врагом. Разрушенный цех они очищают от обломков, как клады разыскивают инструменты, подымают на эстакаду цистерну вместо водокачки. Первую энергию получают от танкового дизеля. ...Труд вселял в сердца непоколебимую веру в воскрешение своего героического города». (В. Буценко, гр. ПП-152).
Студенты хорошо понимают, что действительность была тяжелее, чем показано в ленте, «мало верится, что все были настолько оптимистами и настроены на общее дело», но «это только подтверждает, что восстановление Сталинграда не меньший подвиг, чем его оборона и защита в дни битвы». И важно знать и помнить об этом трудовом подвиге.
«Меня лично поразило и вдохновило, что люди, вернувшись в руины, первым делом начали с восстановления заводов, железной дороги и электростанции, а не с домов, в которых они жили. Они стремились сделать не свою собственную жизнь удобнее и комфортнее, а послужить на благо государства». (Ольга Мозгунова, гр. МВ-131).
Спустя всего 16 месяцев после битвы город было уже не узнать: построены дома, школы, почти полностью восстановлен СТЗ, выпускаются первые тракторы, жизнь кипит.
«Ценность фильма заключена в том, что он позволяет перенестись нам в послевоенные годы, годы разрушений и увидеть главное – мужество жителей Сталинграда, которое было неисчерпаемо все эти долгие и очень сложные месяцы восстановления родного дома. «Возрождение Сталинграда» учит нас быть патриотами своей страны». (Александра Преснухина, гр. ПП-152).
Безусловно, демонстрация фильма «Возрождение Сталинграда» полезна не только с точки зрения познания исторических реалий, знакомства с опытом жизни старших поколений, анализа их ценностной системы, но прежде всего фильм дает понимание того, как много сделано для благополучия ныне живущих жителями послевоенного Сталинграда, ценить и уважать это – наш долг перед их памятью.
Не учебной единой
Новая битва
29 февраля и 14 марта состоялись первые две игры «Что? Где? Когда? Новая битва», в которых приняли участие 16 команд со всех факультетов и курсов опорного университета.
Команды ждали увлекательнейшие вопросы на самые разные темы: от стран и литературы, до зимы и ювелирных украшений. Для ответа на них требовалась сплоченная работа в команде.
Помимо вопросов, на которые отвечали ребята, были и специальные конкурсы для капитанов. В первом из которых они должны были угадать, что за музыка играет, быстрее чем это сделает Shazam.
Музыка была самых разных жанров, от хитов нулевых, до самых хайповых мелодий этого десятилетия. Битва была ожесточенной, иногда роль играли считанные доли секунды, команды не могли усидеть на местах, пытаясь сдержать себя, чтобы не выкрикнуть правильный ответ, вместо капитана.
Во втором же конкурсе капитанам надо было уже правильно написать последовательность цифр, которую им показали всего на несколько секунд. Этот конкурс проводился в 4 этапа, где с каждым новым этапом количество капитанов уменьшалось, а количество цифр только увеличивалось.
В итоге осталось только два капитана, которым предстояло запомнить за 5 секунд 10 цифр и написать их потом в правильном порядке.
Также для команд были приготовлены всякие сладости, чтобы они не только мучились над вопросами, но и могли подсластить свое времяпрепровождение.
По прошествии двух игр вперед вырвались всего несколько команд. Самая сильная из них оказалась команда «Кусь-Кусь-Клан», с чем мы ее и поздравляем.
Но необходимо заметить, что абсолютно все команды проявили себя отлично.
Волонтеры Победы
Стань добровольцем
Департамент государственной молодежной политики и социальных проектов в сфере высшего образования информирует о наборе волонтеров для организации и проведения мероприятий, а также оказания помощи в реализации проектов, реализуемых в честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Набор осуществляется всероссийским движением «Волонтеры Победы». В этом году организация координирует работу добровольческого корпуса «Года Памяти и славы», обеспечивающего сопровождение парадов Победы и шествия «Бессмертный полк», оказание помощи ветеранам, благоустройство памятных мест и обустройство захоронений.
В связи с эпидемиологической ситуацией количество мест для очного обучения волонтеров в регионах ограничено и разработан обязательный обучающий онлайн-курс, позволяющий узнать информацию об особенностях волонтерской деятельности, укрепить и восполнить знания истории Великой Отечественной войны.
Для участия необходимо зарегистрироваться на официальном сайте волонтерыпобеды.рф
Что ты знаешь о коронавирусе?
Одной из главных причин, позволяющих коронавирусу COVID-19 быстро распространяться, является недостаточная информированность о практиках безопасного поведения в условиях пандемии.
«Агентство стратегических инициатив» совместно с фондом «Общественное мнение» разработали образовательный тест по коронавирусной инфекции 2019-nCov:
https:covid.leader-id.ru
Тест оценивает знания об обеспечении вирусной безопасности для человека, его семьи и на рабочем месте, а также дает советы по борьбе с коронавирусом.
Материал подготовлен при экспертной поддержке ведущего эпидемиолога, заместителя директора по научной работе Института общественного здоровья Сеченовского университета Р.В. Полибина.