Судьба Степана Свиридова: военные и послевоенные годы
На днях музей истории и науки ВолгГТУ посетил выпускник вуза 1962 года, участник обороны Сталинграда Степан Никанорович Свиридов. Там с ним встретился и взял интервью журналист «Политехника» Илья Скворцов.
В семье Свиридовых было восемь детей – 3 сыновей и 5 дочерей. Когда началась война, отец и старшие братья ушли воевать. Младшему, Степану, было тогда 14 лет, на фронт его не взяли, и он как единственный в доме мужчина остался за главного помощника матери поднимать семью.
Степан и его закадычный друг Пашка Назаров работали тогда на овощной базе – из совхоза Отрадный, где они жили, на подводе возили овощи в Михайловку для консервного завода.
Вот как о том суровом времени вспоминает сегодня Степан Никанорович:
– Всем работающим, в том числе подросткам, выдавали тогда по 600 граммов хлеба, а мама не работала из-за малых сестренок и получала всего 200 граммов. Хлеба на всю семью, конечно, не хватало, жили впроголодь.
Однажды Степан обнаружил в доме под потолком овечью кожу, припасенную еще до войны. Голодный подросток отрезал от нее кусочек, поджарил на огне и съел. Потом и мама, когда варила суп с капустой, приправляла его овечьей кожей – и это был настоящий праздник в семье.
– В 1942 году, когда фронт подошел близко, – рассказывает Степан Никанорович, – из совхоза за одну ночь забрали всех остававшихся по броне мужчин. Досталось и подросткам. Мы с Пашкой едва успевали разгрузить овощи, привезенные на консервный завод, как тут же повозку загружали орудием, снарядами, которые мы отвозили в лес к нашим бойцам. Делать надо было все быстро, чтобы не попасть под бомбежку, она каждый раз начиналась в 12.00 – фрицы побомбят немного и улетают. По всему было видно, что немецкие войска ослабли, но не уходили. А 19 ноября как загрохотало! И так три дня подряд бомбили. Вскоре мы узнали, что наши прорвали фронт и пошли в наступление в сторону Калача-на-Дону.
Уже через несколько дней в тех краях появились пленные – сначала немцы, затем и румыны. С каждым днем их было все больше и больше. «Они находились у нас в конюшне, а на улице был страшный мороз! Некоторые пленные убегали в лес и там погибали. Да и те, которые оставались в плену, не все выживали», – продолжил свой рассказ Степан Никанорович.
В декабре 1944 года его забрали в армию – это был последний военный призыв. В общей сложности С.Н. Свиридов прослужил 8 лет, из них 5 лет – в Порт-Артуре.
После Великой Отечественной войны домой вернулись отец Степана и один брат. А о втором – Александре лишь получили весточку, что он был тяжело ранен в бою под Сталинградом. И только в прошлом году Степану Никаноровичу удалось отыскать могилу брата – он захоронен на Мамаевом кургане.
А вот как сложилась послевоенная судьба нашего героя. Приехав в Сталинград, Степан устроился работать на тракторный завод станочником, поступил учиться в Сталинградский механический институт (так тогда назывался наш университет) на автотракторный факультет. Окончил вуз он в 1962 году и на том же заводе стал работать конструктором. Потом работал на волжском химкомбинате, на шинном заводе инженером и других крупных предприятиях, поднимаясь по служебной лестнице. Так Степан Никанорович Свиридов дошел до руководящей должности в «Главволговодстрое», где и завершил свой трудовой путь.
Однако, и находясь на заслуженном отдыхе, Степан Никанорович не сидит без дела. Он потомственный казак – его отец, дед, прадед – все служили интересам казачества. Например, по линии матери – дед и прадед были хуторскими атаманами. А сам Степан Никанорович – подъесаул Всевеликого войска Донского и является председателем совета стариков в станице Благовещенская. «Наши казаки, – говорит он, – ходят по учебным заведениям, где занимаются патриотическим воспитанием ребят».
За свою жизнь Степан Никанорович заслужил немало наград, но с особой гордостью он говорит о медали «За оборону Сталинграда».