Увидеть «Возрождение Сталинграда»
В рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне преподаватели кафедры истории, культуры и социологии опорного университета показали студентам на всех потоках читаемых курсов документальный фильм «Возрождение Сталинграда», снятый в 1944 г.
Фильм о военном времени был снят и сделан через год после окончания Сталинградской битвы, но главная его цель – не демонстрация страшных разрушений и сожаление об утраченном, а показ созидательной силы народа, сумевшего выйти из ада войны и сохранившего тем не менее оптимизм, надежду на лучшее.
На занятиях по истории анализировался исторический материал, визуальный образ разрушенного, но несломленного Сталинграда, возрождающегося из руин. По заданию преподавателей студенты выполнили социологический анализ фильма как документа военной эпохи, касающийся различных социальных аспектов военного времени в нашем городе.
Студентам было важно увидеть и прочувствовать психоэмоциональный настрой эпохи, главных действующих лиц – сталинградцев и прибывших им на помощь из разных уголков страны добровольцев. Это очень хорошо подметили студенты в своих работах о фильме:
«Фильм должен был показать миру, что побеждающий в страшной войне СССР уже начал возрождаться. Первые кадры показывают, насколько пострадал город изначально. Мы видим сплошные руины. Было разрушено все городское хозяйство…
Фильм рассказывает историю восстановления из руин героического города. Нельзя было жить в Сталинграде, пока он не очищен от взрывчатых веществ. Бомбы и снаряды в городе находят до сих пор. Более миллиона мин обезвредили советские минеры, тем самым расчистив путь для возвращения горожан. Так был сделан первый шаг к восстановлению.
Сталинград начинает новую жизнь: в него возвращаются люди, они прошли и проехали сотни верст, чтобы вернуться в родные края, у них не осталось крыши над головой и какого-либо имущества, но все они были воодушевлены возрождением своего родного города». (Александра Преснухина, ПП-152).
«Жителям немногое удалось сохранить, но главное – их дети были с ними. Теперь им предстояло жить под открытым небом в разрушенном городе, но это было свое небо и своя земля, на которой развернулась вскоре большая работа. Теперь первостепенной задачей и ценностью был город, а не свое личное жилье» (Надежда Евдокимова, гр. МВ-131).
«Люди перебирали развалины своих домов и находили простые вещи. Но в то время эти вещи были на вес золота. Чтобы прожить первое время, они объединялись несколькими семьями и складывали в общее место уцелевшее имущество. Сообща они устраивали ночлег, готовили пищу и начинали восстанавливать город». (Анастасия Кузнецова, гр. М-135).
«Люди держались вместе и помогали друг другу… Это единство и трудолюбие помогало им не сдаться и не опустить руки. А самая главная ценность для них была семья». (Аушев, гр. М-134).
«Дети начали учиться в первый же месяц после победы. Если дети учатся, значит, город живет, даже если в школьном классе стоят только две стены». (Александр Даниленко, гр. ПП-152).
«Жители испытывали нужду во всем, но помощь вскоре пришла. 15 тысяч комсомольцев приехали в город для помощи в восстановлении города... Юноши и девушки, никогда не имевшие отношение к строительству, принимали новые социальные роли, чтобы возродить город». (Надежда Евдокимова, гр. МВ-131).
«Кто-то только отучился в школе, кто-то еще недавно работал воспитателем, кто-то сельским агрономом,.. Теперь они взялись за молотки и гвозди, пошли отстраивать город. Им была не страшна погода, трудные условия, усталость. Стиснув зубы, они трудились на благо города, на благо страны, на благо Родины.
Поистине поражает сила духа и упорство сталинградцев, их воля и желание жить, наслаждаться жизнью» (А. Етеревская, гр. ПП-152).
Сталинград – первый из разрушенных городов, который возрождался методом народной стройки. В его поддержку из других городов шла помощь и подарки – все для восстановления Сталинграда!
Студенты не забывают отметить наиболее ярких персонажей: девушек-строителей, живущих в разбитом немецком самолете (крыло самолета со свастикой они используют как лесенку в свое жилище); женщин-активистов Черкасовского движения, которые восстанавливают дом Павлова; машиниста Лунина, который привез в город эшелон угля, купленного на собственные средства...
«Трудом сталинградцы решили продолжать свою борьбу с врагом. Разрушенный цех они очищают от обломков, как клады разыскивают инструменты, подымают на эстакаду цистерну вместо водокачки. Первую энергию получают от танкового дизеля. ...Труд вселял в сердца непоколебимую веру в воскрешение своего героического города». (В. Буценко, гр. ПП-152).
Студенты хорошо понимают, что действительность была тяжелее, чем показано в ленте, «мало верится, что все были настолько оптимистами и настроены на общее дело», но «это только подтверждает, что восстановление Сталинграда не меньший подвиг, чем его оборона и защита в дни битвы». И важно знать и помнить об этом трудовом подвиге.
«Меня лично поразило и вдохновило, что люди, вернувшись в руины, первым делом начали с восстановления заводов, железной дороги и электростанции, а не с домов, в которых они жили. Они стремились сделать не свою собственную жизнь удобнее и комфортнее, а послужить на благо государства». (Ольга Мозгунова, гр. МВ-131).
Спустя всего 16 месяцев после битвы город было уже не узнать: построены дома, школы, почти полностью восстановлен СТЗ, выпускаются первые тракторы, жизнь кипит.
«Ценность фильма заключена в том, что он позволяет перенестись нам в послевоенные годы, годы разрушений и увидеть главное – мужество жителей Сталинграда, которое было неисчерпаемо все эти долгие и очень сложные месяцы восстановления родного дома. «Возрождение Сталинграда» учит нас быть патриотами своей страны». (Александра Преснухина, гр. ПП-152).
Безусловно, демонстрация фильма «Возрождение Сталинграда» полезна не только с точки зрения познания исторических реалий, знакомства с опытом жизни старших поколений, анализа их ценностной системы, но прежде всего фильм дает понимание того, как много сделано для благополучия ныне живущих жителями послевоенного Сталинграда, ценить и уважать это – наш долг перед их памятью.