Как сберечь историю?
Накануне главного праздника страны – Дня России – в нашем университете прошло совещание, которое, без сомнения, может быть приурочено к этой знаменательной дате. Волгоградские историки говорили о патриотическом воспитании, историческом образовании в технических вузах и о совершенствовании гуманитарной подготовки специалистов.
Два дня на базе ВолгГТУ проходило совещание преподавателей отечественной истории. 9 июня проблемы места предмета в патриотическом воспитании, уровень подготовки выпускников школ обсуждали преподаватели политеха, а на следующий день были приглашены также историки из других волгоградских вузов. Провел совещание директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах Виктор Сидорович Порохня (МАИ, Москва). В работе совещания принял участие президент Общественной палаты Волгоградской области Максим Матвеевич Загорулько.
Неслучайно местом встречи стал технический вуз. Ведь именно в негуманитарных учебных заведениях истории России уделяется непростительно мало внимания. Вместе с тем столичный гость подчеркнул, что в нашем университете патриотическое воспитание поставлено на высокий уровень. И, забегая вперед, скажем, что именно проректор политеха Раиса Маратовна Петрунева приглашена от Волгограда на большую конференцию, связанную с проблемами преподавания гуманитарных наук в техвузах, которая пройдет ноябре этого года в Москве.
Заведующая кафедрой истории ВолГУ Н.Э. Вашкау поделилась опытом и высказала свои предложения по улучшению преподавания предмета. Она согласна с мнением, что из школ выпускники приходят с низкими знаниями, но интерес к отечественной истории у ребят есть. Однако на изучение предмета (на негуманитарных факультетах) отведено крайне мало часов, а семинары вообще не предусмотрены программой. Поэтому, чтобы увлечь ребят, преподаватели кафедры, как, впрочем, и у нас в политехе, привыкли отдавать им свое свободное время.
А вот какие любопытные цифры привел историк из МАИ. В морской академии США на изучение российской истории отводится 200 часов, у нас же – от 36 до 68! А наши экономические вузы «докатились» до 18 часов. Сегодня над предметом, роль которого в воспитании молодежи трудно переоценить, буквально нависла угроза исчезновения его из списка обязательных дисциплин в экономических вузах. И этому нехорошему примеру вполне могут последовать и другие вузы.
Говорили на совещании и о ЕГЭ по истории. Одни считают, что недопустимо в такой форме проводить экзамен по данному предмету, но есть и другие мнения.
Мария Михайловна Самчук, заместитель декана машфака, например, согласна даже на ЕГЭ, лишь бы выпускники побольше вынесли из школьных стен. «Может ЕГЭ хоть как-то поможет увеличить багаж знаний при подготовке к экзамену», – сокрушалась она»
Но, пожалуй, самый главный вопрос – как преподавать, с какого периода? Практически все участники совещания убеждены, что начинать надо с самого начала – с IX века, но рассматривать историю нашей страны в отдельности от мировой истории нельзя. Были предложения «повернуть историю лицом к сегодняшнему дню», уделив особое внимание реформам всех веков. Ольга Ивановна Ситникова, преподаватель кафедры ИКС, заметила, что история – наука о людях во времени и надо воспитывать молодежь, на примерах известных соотечественников.
После обсуждения этих и других вопросов В.С. Порохня зачитал проект письма министру образования, главной мыслью которого стала просьба не лишать «Отечественную историю» статуса обязательной дисциплины.
М.М. Загорулько как президент общественной палаты поддержал мнение и решение историков. Он подчеркнул, что именно преподаватели должны показать значение гуманитарного образования для патриотического воспитания, привлечь внимание общественности, родителей подрастающего поколения, всех, кто заинтересован в будущем нашей страны.
Елена Гринева.