Чтобы лекция была интересной

Чтобы лекция была интереснойПолупустая поточка. Из одного угла раздается мирное посапывание, из другого долетают обрывки оживленной беседы. Преподаватель читает лекцию. Столь печальную картину нередко можно наблюдать на разных предметах и у разных преподавателей. В самом деле, почему на одни лекции студенты ходят с удовольствием и слушают с большим вниманием, а на других позволяют себе поспать, поговорить или выйти в кафе поесть? Что же вызывает интерес к лекциям? Задавшись этим вопросом, мы решили узнать, что думают по этому поводу преподаватели и студенты.

Мнение студентов: «Побольше чувства юмора»

Алексей, АТФ:
– Мне нравится, как читает лекции наш преподаватель физики. Время от времени он вставляет в свой монолог какую-нибудь шутку, иногда не связанную с предметом. Это расслабляет и отвлекает. Есть у нас один преподаватель, который, если видит, что мы устали, начинает говорить о политике. Довольно забавно бывает послушать.

Лена, АТФ:
– Преподаватели не должны стоить к студентам спиной и бубнить себе под нос. Еще мне не нравится, когда, решая на доске какой-нибудь пример, они в научном запале начинают громко стучать мелом. Особенно это невыносимо для тех, кто сидит на первых партах. Хорошо, когда преподаватели приводят примеры из жизни, считают студентов за людей и добавляют в лекции немного юмора.

Ксюша, ФЭУ:
– Мы не ходим на лекции, где преподаватели читают все по учебнику: те же слова, те же формулы. Проще самому подготовиться. Слабо посещаются и не профильные предметы, вроде культурологи или русского ячыка. Технарям до этого далеко: учи не учи, все равно непонятно. Но все охотно посещают лекции преподавателей, обладающих чувством юмора.

Саша, ФАТ:
– Интересно, когда тебе дают не просто сухую теорию, а подпитывают ее практикой. Преподаватель должен наладить контакт со студентами, только палку не надо перегибать, чтоб на шею не сели. Плохо, когда преподаватели идут на принцип.

Мнение преподавателей: «Надо быть интересным человеком»

Преподаватель электротехники:
– Для начала нужно откорректировать учебный план, потому что иногда он не соответствует современному состоянию науки. Также важно введение рейтинговой системы. Это дисциплинирует и дает дополнительный стимул к учебе. Необходимо использовать современные достижения в той области, которая преподается. Ведь неинтересно изучать какое-нибудь устройство двадцатилетней давности при наличии современного аналога. Результаты своих научных исследований тоже необходимо приводить в лекции. Когда я был студентом, мне нравились преподаватели, которые рассказывали «не по бумажке». Еще, мне кажется, преподаватель должен быть «доступным», чтобы студенты могли задать ему любой интересующий их вопрос, как по предмету, так и о жизни.

Преподаватель маркетинга:
– Преподаватель сам должен быть интересным человеком и обладать большим количеством информации.

Преподаватель методов оптимизации:
– Чтобы студентам было интересно, преподавателю нужно «плясать» перед ними. При этом он должен обладать хорошими «танцевальными данными» и полезной информацией.

Были ли совпадения?

Что ж, действительно, представления студентов и преподавателей об идеальной лекции во многом схожи. Интерес к лекции, в первую очередь, вызывается личностью преподавателя, его умением преподнести информацию, умением найти нужную форму для выражения своей мысли. Если преподаватель только изредка заглядывает в свои «шпаргалки» и приводит материал помимо учебника, то, без сомнения, на его лекции будут ходить. А если он еще и юморист, то лекции не только будут слушать, но и цитировать. Это просто идеальный лектор.

Полезные советы

Но как же быть, если предмет очень важный, а слушать лектора ужасно скучно? Уйти с лекции не всегда самый лучший способ. Потом придется делать ксерокопии, разбираться в чужих каракулях или, что еще хуже, учить все за четыре дня перед экзаменом. Для начала нужно поставить себе цель: «Для чего мне это надо?». Доводы в пользу того, что послушать лекцию на самом деле необходимо, всегда можно найти, если их нет – придумать. Например, отмечай все ошибки или смешные фразы преподавателя. Заодно и лекцию запишешь, и душа порадуется.

Не пиши лекцию сплошным текстом.

Лучше разбивать текст на абзацы, важную информацию подчеркивать или выделять цветом, можно рисовать стрелочки, показывающие связи между отдельными фрагментами лекции. Возможно, сейчас кто-то скажет, что глупо выделять что-то цветными ручками, так только девчонки делают. Но потом, особенно при подготовке к экзамену, сам будешь рад, так как весь поток информации разобьется на вполне усваиваемые части. Да и для подчеркивания не всегда нужны цветные ручки, можно использовать прямые и волнистые линии.

Есть еще несколько методов для лучшего усвоения материала. Они могут помочь при написании курсовых и прочих научных работ, когда нужно что-то сравнить и проанализировать. Первый – концептуальная таблица, когда по горизонтали ты записываешь объекты сравнения, а по вертикали критерии. Затем в графах таблицы делаешь записи своих наблюдений. После проделанной работы будет довольно просто заметить сходства и различия объектов, возможно, их преимущества друг перед другом. Все зависит от цели сравнения и выбранных критериев. Второй способ называется «кольца Венна». Если есть два объекта для сравнения, то рисуются два пересекающихся кольца (можно больше). Записываешь в каждом кольце свойства или признаки каждого объекта, а на их пересечении то общее, что у них есть. Выводы будут напрашиваться сами собой.

Редкий студент перечитывает дома за чашкой кофе свои тетрадки, поэтому материал лучше запоминать на лекции. Если уж ты пришел на занятия, лучше позанимайся. И свое свободное время не потратишь, и сессия легче пройдет.

Елена САФОНОВА.

Стр. 9 из 10pdf