Помним!

«Я счастливый, как никто!»

«Я счастливый, как никто!»В прошлом году ряды политехников покинул Василий Григорьевич Карабань – 15 ноября его не стало. Но остались воспоминания В.Г. Карабаня о главных вехах волгоградского политеха почти за полвека, которые он провел в стенах альма-матер, начиная со студенческой скамьи. Свои воспоминания Василий Григорьевич скрупулезно записывал в дневник. В итоге фактически получилась летопись волгоградского технического вуза за этот продолжительный период.

Однако исключительность автора этих воспоминаний не только в преданности и любви к своему вузу, но и в желании поделиться этими чувствами и вызвать такое же отношение к политеху у молодого поколения. Поэтому его летопись представляет собой не череду сухих фактов и цифр, а ряд документальных событий, пропущенных через душу автора и эмоционально изложенных. К сожалению, опубликовать полностью воспоминания в вузовской газете не представляется возможным, поэтому мы позволили себе некоторые сокращения, но постарались сохранить авторский стиль и язык.

Недавно, находясь в аудитории 209 ГУК, где висят портреты выдающихся людей, внесших огромный вклад в развитие нашего университета, я поймал себя на мысли, что знал, либо встречался со всеми, кроме Эдуарда Адамовича Сателя! После этого понимаешь, что за спиной сорок шесть лет пребывания в стенах политеха, а весной этого года (2016 г. – прим. ред.) исполнилось сорок лет работы в любимом вузе. В трудовой книжке всего один адрес!

В выборе будущей профессии значительную роль сыграл брат, который учился на новой «нулевой» специальности, и романтика ракетно-пушечного вооружения не могла не будоражить юношескую душу технарского уклона.

Высокий конкурс (проходной балл был 14 из 15) придавал дополнительный азарт. Так, в августе 1970 года я стал студентом автотракторного факультета по специальности «Пусковые установки и стартовые системы ракет», что на гражданском языке называлось «Автоматические установки». Контингент был очень сильным. Достаточно сказать, что с нашего потока вышли два мэра российских городов, доктора и кандидаты наук, ответственные работники, директора предприятий, партийные, комсомольские работники высокого ранга.
Кроме учебы, большинство студентов занимались общественной работой, спортом, участвовали в художественной самодеятельности, посещали научные кружки.

Занятия музыкой в школьные годы привели меня в художественную самодеятельность, которая в те годы, определенно, была на подъеме. Студклубом руководил Ю.В. Чехов (будущий мэр нашего города), с которым учились на одном потоке. Достаточно сказать, что одним из лидеров музыкальной группы на своем факультете был В.И. Лысак (в настоящее время – ректор ВолгГТУ, академик РАН, д.т.н., проф.), в ансамблях играли А.Е. Годенко, С.Г. Марков, Э.В. Рябчук. Всероссийские и региональные конкурсы, концерты делали жизнь активной и насыщенной.

Благодаря музыке я встретил свою будущую супругу Марию Георгиевну Веденяпину – профессионального музыканта (в настоящее время кандидат искусствоведения, доцент, заслуженный работник культуры РФ, член союза композиторов, занимала должности проректоров вузов). Женился на пятом курсе и вошел в прекрасную семью, где царствовал культ трудолюбия, знаний, литературы и искусства.

Профессор Георгий Владимирович Веденяпин, закончив одну из лучших гимназий Москвы – флеровскую, участвовал в Первой мировой войне, прошел революцию, Гражданскую войну, Отечественную войну. Он знал четыре иностранных языка и, кроме феноменальных знаний в своей профессии, прекрасно разбирался в истории, литературе и живописи, любил музыку, увлекался фотографией. Мать Марии Георгиевны – Нина Святославовна Веденяпина была профессором-микробиологом, знала три языка и была прекрасной певицей. Достаточно сказать, что в молодости училась вокалу у самой Н. Дорлиак.

Должен отметить, что и мои родители, прошедшие Великую Отечественную войну в партизанских отрядах Белоруссии и хлебнувшие в молодые годы горя на многие поколения, все делали для моего воспитания и получения хорошего образования. Отец, учитель русского и белорусского языков, после войны был направлен на восстановление сельского хозяйства, окончил Темирязевку и свою карьеру завершил в Волгограде в качестве одного из руководителей по хлебозаготовкам Волгоградской области.

Диплом по разработке приводов гидролокатора, который я выполнял с А.А. Гончаровым (сегодня – к.т.н., доц. кафедры ТМ) на заводе «Ахтуба», оказался судьбоносным. На заводе, куда я распределился, не предоставили работу по специальности, и моя выпускающая кафедра АУ рекомендовала меня на открывающуюся научную тему: «Разработка импульсных приводов стабилизации скорости» по заказу южного производства ВГТЗ. Тема открывалась на кафедре проф. Н.В. Талантова, опытнейшего руководителя, который только приехал из Ижевска, где был ректором института. Темой руководил доцент А.И. Скребцов.

Пройдя собеседование, я был временно принят на работу в ВПИ в феврале 1976 года. А вскоре, 18 марта, пришло разрешение на трудо­устройство из Министерства образования, и с этого времени я был принят на постоянную работу по договору.
Не могу не вспомнить коллектив аспирантов Н.В. Талантова, который меня принял в свою компанию. Это первый аспирант волгоградской школы Талантова – Н.П. Черемушников. Не ошибусь, сказав, что он был душой всей талантовской школы. А. Курченко, М. Дудкин, А. Ларионов, А. Козлов, А. Плотников – аспиранты того времени. Завлабом был Е. Уткин (будущий зав. кафедрой Волжского политехнического института). Станки и установки останавливались к 21 часу. Часто вечером назначались «толковища» – обсуждение результатов. Я не участвовал в этих мероприятиях, т.к. занимался другими вопросами, но режим работы был почти такой же.
Начался новый период жизни – научный. Это создание лаборатории бесступенчатых передач на кафедре технологии машиностроения. Достаточно сказать, что в лаборатории работали Е.С. Брискин (в настоящее время – проф., д.т.н.), А.А. Козлов и В.Ф. Скляров (проф., д.т.н., ушедшие из жизни несколько лет назад).

В начале восьмидесятых – А.А. Гончаров, О.Е. Григорьева, М.А. Виноградов и другие ученые вуза. Лаборатория интенсивно развивалась, приобреталось современное оборудование. Тематика вошла в приоритетные направления развития науки СССР, которыми руководил координационный совет во главе с академиком И.И. Артоболевским. Участие в многочисленных всесоюзных конференциях и съездах познакомили с передовыми разработками и научной элитой этого направления.

Особенно запомнилось участие в Первом Всесоюзном съезде по ТММ в г. Алма-Ате в 1977 году, на который был принят и наш доклад. Во время съезда умер академик И.И. Артоболевский. Материалы этого съезда я бережно храню до настоящего времени…

Волгоградская школа бесступенчатых передач зазвучала на всесоюзном уровне. Направление поддерживали главный конструктор ВГТЗ А.В. Шабалин и его заместитель Г.В. Недогонов. Активные работы велись с бюро трансмиссии, возглавляемым В.А. Семеновым. В КБ работали блестящие конструкторы военной техники Ю.И Крыхтин, А.И. Куркин, А.А. Русанов и другие, на счету которых было множество выпущенных боевых машин. Ряд наших разработок были внедрены в производство на волгоградских предприятиях и предприятиях Южного Урала. Тогда я познакомился с Е.И. Тескером (в настоящее время – известный ученый, д.т.н., проф.), работавшим на ВГТЗ.

После защиты кандидатской диссертации проф. Н.В. Талантов предложил мне остаться на кафедре в качестве ассистента, и я согласился. Ректором ВПИ был проф. А.П. Хардин. Началась другая, преподавательская жизнь. Продолжал работать по науке, являясь ответственным исполнителем темы, на которую был приглашен штатным сотрудником А.А. Гончаров.

В1983 году в вузе сменилось руководство. Во главе стал проф. А.И. Половинкин. Наибольшие изменения претерпел машиностроительный факультет, где были открыты новые специальности подготовки и новые кафедры IT-технологий. Деканом МСФ был Н.А. Мишустин. Были открыты курсы «резерва» при ректоре, на которые меня направил Н.В. Талантов. Я обучался в группе преподавателей ВПИ.

В 1989 году вуз возглавил И.А. Новаков (в настотящее время – президент, академик РАН, д.х.н., проф.). Началась новая эпоха активной научной работы и преобразований в учебном процессе на фоне тяжелых преобразований в стране. На нашу кафедру пришел проф., д.т.н. М.Б. Диперштейн, долгое время работавший главным технологом завода «Баррикады». Активизировались научные работы с предприятиями ВПК, к которым М.Б. Диперштейн привлекал и меня. В эти годы защитил докторскую диссертацию В.М. Оробинский. М.Б. Диперштейн возглавил кафедру АПП и был назначен проректором по научной работе. Умирает проф. Н.В. Талантов.

Кафедрой технологии машиностроения стал руководить проф. В.М. Оробинский. Созданная Н.В. Талантовым школа резания, составляющая большую часть кафедры, осталась без главного двигателя и вдохновителя, а достойного продолжателя в то время не нашлось. И основным научным направлением становится абразивная обработка, возглавляемая В.М. Оробинским.

В 1993 году Н.А. Мишустин вновь приглашает меня работать в деканате, но уже не на общественных началах. Из факультета выделяется ФЭВТ, который возглавляет проф. Ю.П. Муха. На новый факультет уходят кафедры IT-технологий и электротехники. Защитил докторскую диссертацию Н.Я. Смольников, возглавивший кафедру СИ.
Дальновидным ходом руководства вуза, на мой взгляд, было привлечение в 90-е годы проф. М.Н. Бабушкина (единственного в то время в Волгограде чл.-корр. РАН) на кафедру АПП. Добрейший и умнейший в жизни человек был очень жестким и принципиальным в науке, много сделал для кафедры и факультета в этот сложный период.

Новый этап в моей жизни ознаменовало предложение руководства вуза в 1999 г. возглавить машиностроительный факультет. Ректором И.А. Новаковым и первым проректором Ю.В. Поповым была создана сильнейшая команда высококлассных профессионалов. Достаточно назвать проректоров: В.И. Лысака, Р.М. Петруневу, А.М. Дворянкина, А.А. Чугунова, И.Д. Митрофанова. С особой теплотой вспоминаю дружную команду деканов, с которой проработал долгие годы – это Н.А. Зюбан, О.Д. Косов, Ю.Я. Комаров, Ю.И Осадший, Ю.П. Муха, В.А. Навроцкий, А.Н. Савкин, А.Е. Годенко, Л.Н Рыгалов, А.М Курдюков, А.П. Мантарошин, С.М. Леденев. Много кадровых перестановок произошло за 11 лет работы деканом.

Невозможно перечислить всех отличных профессионалов, благодаря которым осуществлялось управление структурными подразделениями. Но не могу не упомянуть сотрудников УМО, которые эффективно решали учебные вопросы вуза: В.Н. Подлеснова, В.Г. Кучерова, Е.Р. Андросюк и их слаженную команду помощников.

За 11 лет моего деканства сменилось 70% кадрового состава факультета! Поменялись все заведующие кафедрами. Вместо одного направления подготовки бакалавров стало четыре. На всех направлениях – магистратура. Укрепились связи с УМО специальностей и направлений, особенно с головным «СТАНКИН» (проф. А.Г. Схиртладзе) и ЛЭТИ (проф. Н.Н. Кузьмин). Они оказали огромную помощь при открытии и экспертизе новых направлений. Была реализована «сокращенная подготовка» на базе сузов, что позволило заработать факультету за эти годы около 40 млн рублей.

Яркими событиями двухтысячных годов и встречами с выдающимися учеными в области машиностроения стали выездные редакции в ВолгГТУ издательства «Машиностроение», которые были организованы, в значительной степени, благодаря активной позиции проф. М.Г. Кристаля. Несомненно, без четкой и слаженной работы команды деканата ни о каких успехах факультета не может быть и речи. В деканате трудно создать постоянную команду. Все заместители и инспекторы, работавшие со мной, достойны похвалы, но особо должен отметить высокий профессионализм ст. инспектора Л.А. Иглиной, на плечах которой держалось многое весь период моей работы в деканате. Трудно перечислить всех работников факультета, кто добросовестно трудился все эти годы рядом со мной.

В начале 2010 года у меня случилась серьезная травма позвоночника, которая почти на полгода выбила из рабочей колеи. Подходило время перевыборов декана. В семье было принято решение не подавать заявления на конкурс. Полномочия закончились в декабре 2010 года. По сути, я стал последним деканом машиностроительного факультета. В 2011 году факультет возглавил А.А. Яковлев, а через некоторое время он был переименован в ФАСТиВ…

…Когда находишься на втором этаже ГУК, где висят портреты выдающихся работников вуза, становится и радостно, и грустно. Грустно оттого, что многих из них уже никогда не увидишь. Но особенно радостно ощущать, что ты тоже вместе с этими выдающимися людьми внес посильный вклад в развитие и процветание родного университета!

Фотографии из семейного архива.

Стр. 5 из 10pdf