Читайте в новом выпуске Политехника:pdf

Острый вопрос

Между свободой и банкротством могут скоро оказаться федеральные учреждения

Газета Волгоградского государственного технического университетаНе успели еще пережить шок от пресловутого 122-го федерального закона о монетизации льгот, сильно ударившего по социально незащищенным слоям населения, а в недрах правительства уже созрел новый документ, касающийся социальной сферы. Проект закона с безобидным, на первый взгляд, названием "Об автономных учреждениях" с самого зарождения вызвал резкое неприятие среди ректоров российских вузов. Более того, они добились создания согласительной комиссии, в состав которой вошел председатель совета ректоров волгоградских вузов, член-корреспондент Российской академии наук И.А. Новаков. Мы попросили его поделиться мнением о ситуации, создавшейся вокруг готовящегося закона.

– Иван Александрович, сначала давайте уточним: что это за автономии?

– На данном этапе предлагается сделать автономными все федеральные учреждения в области науки, образования (а это вузы, колледжи), здравоохранения, культуры, спорта и других. Для этого, предполагается, государство передаст им в оперативное управление здания и дорогостоящее оборудование. Таким образом, недвижимое и особо ценное движимое имущество как было государственным, так и остается. Но в свете нового документа собственник имущества не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Как сказано в законопроекте, автономное учреждение само отвечает по своим обязательствам. Не хватает денег, ищи – за счет науки, коммерческих услуг, в общем, где хочешь. А не расплатишься с долгами, тут же попадешь в банкроты.

– Ну, так сразу и в банкроты?!

– Передо мной лежит проект закона, в котором много места отводится процедуре банкротства. Одновременно с принятием этого закона вносятся поправки в ряд других законодательных актов – в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы Российской Федерации, а также в федеральные законы: "О некоммерческих организациях", "Об образовании", "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и другие. Расписан и механизм банкротства, – читает: – "Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, по решению суда может быть признано несостоятельным, банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредитора". Иными словами, государство перестает отвечать за развитие высшего образования.

– Получается, что, с одной стороны, вам хотят даровать полную самостоятельность, а с другой – отпустив на свободу от обязательств государства, крепко-накрепко связать по рукам и ногам...

– Образно говоря, государство предоставило машину всего лишь покататься, при этом предупредило, что без его согласия мы никуда не уедем.

– Надо полагать, что такая же участь ожидает и муниципальные объекты. Не следует ли понимать все это так, что скоро “социалка” пойдет с молотка?

– В своем недавнем интервью министр образования и науки Фурсенко сказал, что приватизация в образовании не предусматривается.

Но обсуждаемый документ противоречит этому. Цель предлагаемого закона – продолжить реформирование в части перехода к различным формам акционирования собственности. Понимая, что на конечном этапе процесс этот неизбежный, мы предлагали хотя бы не спешить и идти к нему постепенно. Даже В.М. Филиппов, бывший министр образования, который прежде был ярым сторонником преобразований, и тот, выступая на встрече, предлагал поэтапную реорганизацию. Но пока впечатление такое: нас слушают, но не слышат.

– Как может отразиться на жизни тех же вузов их преобразование в автономии?

– Как только нас преобразуют, то, чтобы выжить, мы должны будем, прежде всего, повысить стоимость обучения. А как только мы начнем взвинчивать цены, за чертой останутся талантливые молодые люди, но не столь обеспеченных родителей. Вероятно, также придется отказаться от содержания соцобъектов. Это значит, что никаких профилакториев, ни бесплатных путевок в санатории для студентов не будет. Как не будет бесплатно и книг для учебы. А за проживание в общежитии придется платить. Вот, к примеру, в нашем вузе сейчас очень развита социальная сфера – у нас есть загородный лагерь отдыха с хорошо оборудованной спортплощадкой, свой профилакторий, здравпункт, 4 общежития на 2040 мест. Помимо обычной стипендии, выплачивается повышенная, социальная стипендии, студентам также оказывается материальная помощь и так далее. А завтра члены наблюдательного совета, который представляет и, соответственно, защищает интересы учредителя, мне, как ректору, скажут: вы много денег тратите на социальную сферу. Зачем содержать лагерь отдыха и профилакторий? Или, к примеру, зачем дотировать столовую и оплачивать из общего котла за проживание в общежитии? И будут настоятельно предлагать вкладывать деньги либо в оборудование, либо в строительство здания, что является собственностью государства. Поэтому перед вузами встает задача: набирать контрактников столько, чтобы денег, заплаченных за их обучение, было достаточно для оплаты труда сотрудников вуза, на оплату коммунальных платежей, и естественно, оставались бы средства на развитие.

– Кстати, о наблюдательном совете: из кого он состоит и каковы его функции?

– Согласно законопроекту, в состав наблюдательного совета входят представители федеральных органов исполнительной власти, субъекта федерации или органа местного самоуправления, в ведении которого находится автономное учреждение, и представители общественности. Представителей же трудового коллектива не должно быть более одной трети от общего числа. Причем, руководитель автономного учреждения и его заместители не могут быть членами наблюдательного совета.

Основная задача этого совета – наблюдать, все ли здания целы, сколько финансов за квартал получил вуз, как он использовал бюджетные и внебюджетные деньги. Совет также вправе вносить предложение учредителю о реорганизации и ликвидации автономного учреждения. Но ни за развитие научной школы, ни за качество подготовки специалистов он не отвечает. Чем это чревато, думаю, объяснять не надо.

– Вы входите в согласительную комиссию. Что-то вам удалось добиться?

– Мы высказали А.В. Шаронову, заместителю министра экономического развития и торговли, свои соображения, на что он ответил: проект закона уже согласован с четырьмя ведомствами. После этого правительство вносит его в Госдуму, где главным образом комитет по собственности будет рассматривать этот вопрос, выступая, естественно, за более рачительное использование госсобственности. Права вето у комитета образования нет, да его мнение там никто и не спросит. То есть, процедура принятия закона не предусматривает рассмотрение его даже профильными комитетами, не говоря уже о широкой общественности.

– Вы можете спрогнозировать, как будет развиваться ситуация дальше?

– Могу полагать, что после того, когда правительство внесет проект закона в Думу, состоится совет союза ректоров, который, вероятнее всего, примет решение созвать съезд ректоров. Но будет ли он действенным, сложно сказать.

– Присутствие президента на съезде возможно?

– Надо отметить, что Ельцин, будучи президентом, был на всех съездах ректоров. Будет ли Путин, не известно.

– Будут ли ректоры российских вузов разыгрывать студенческую "карту"?

– Не знаю. Мое мнение такое: на данном этапе вариант безысходности еще не наступил. Вот если Дума начнет рассматривать законопроект и утвердит его, то тогда, наверное, надо привлечь студентов. Потому что останется лишь две инстанции – Совет Федерации и президент. После чего уже вступает в силу механизм исполнения закона.

Интервью взяла
Светлана СКВОРЦОВА.

P. S. Что ожидает систему высшего образования, мы уже поняли. Но если вузы еще могут позволить себе повысить стоимость обучения, то как быть, предположим, учреждениям культуры? Ну, например, памятнику-мемориалу на Мамаевом кургане?... Ввести плату за посещение?!

"Волгоградская правда"
от 22.10.05.

Событие

Вечер удался на славу!

Газета Волгоградского государственного технического университетаДвадцать пятого октября в Театре эстрады состоялся вечер посвящения в студенты первокурсников Волгоградского государственного технического университета.

Основная часть вечера была посвящена выступлениям студенческих театров эстрадных миниатюр "Атас", "Университет" и команды КВН, которые помогли новичкам взглянуть на студенческие и личные проблемы с юмором.

Номера – очень разнообразные. Это и тема экзаменов, любви и студенческого настроения. Особую реакцию зрителей вызвала сцена, которая заставила первокурсников не жалеть о своем выборе, делая сравнение между профессиями других вузов Волгограда.А добрые пожелания деканов факультетов подбодрили первокурсников и вселили в них уверенность в успешном учебном процессе.

Отличительной чертой посвящения стало отсутствие резкой границы между зрителями и актерами. Среди выступавших студентов были и первокурсники, которых их театральным коллегам пришлось поздравить прямо на сцене. А, например, в роли слушательницы любовных речей побывала студентка, приглашенная из зала на сцену одним из выступавших.

Вечер получился не только юмористический, но и музыкальный. Были исполнены песни под гитару, а также под гармонь ансамбля "Вечерок". А для того, чтобы студенты относились к учебе со всей серьезностью, в отличие от героев сцен, первокурсникам было предложено дать клятву самим себе.

Что ж, остается надеяться, что своей клятве они будут верны на протяжении всех лет учебы в университете. Надо также отметить, что этот момент был самым важным в программе вечера, а, возможно, и в студенческой жизни нынешних первокурсников.

Станислав АВИЛОВ.
Фото автора.

Самоуправление

Над этим надо потрудиться

Газета Волгоградского государственного технического университетаСостоявшееся в сентябре отчетно-выборное собрание студентов, проживающих в общежитии № 2, отличалось от предыдущего только тем, что сменился состав студсовета. Ребята, которые в течение трех лет добросовестно трудились на данном поприще – а это Мария Пересветова (ПУ-601), Алексей Гуркин (МО-600), Игорь Гуленин (ПУ-601) – были переизбраны в связи с тем, что вплотную подошли к защите дипломного проекта. Отмечу, что только за этот год ими было сделано немало: провели заседания студсовета по дисциплинарным вопросам, воспитательную работу со студентами, которые получали замечания по поводу правил проживания, а также занимались организацией проведения субботников, работой стройотряда.

В отчетный период были проведены самые различные мероприятия, в том числе спортивные, конкурсы на образцовое содержание комнаты. На собрании назначили старост, которые должны составить графики дежурств в комнатах и кухнях. Как признали студсоветовцы, пока над этим вопросом надо потрудиться, так как в вечернее время ребята частенько курят в коридорах, в то время как есть специально отведенные для курения места. А дежурные закрывают на это глаза.

В ходе собрания была высказана просьба студентов о том, чтобы в библиотеку, расположенную на первом этаже, были приобретены ксерокс, компьютер с принтером для нужд студентов, проживающих в общежитии.

Выступавшие в прениях декан О.Д. Косов, зам. декана В.В. Шеховцов, директор студгородка С.Н. Расстрыгина обратили внимание новоявленных студентов, впервые переступивших порог университета, на то, что теперь на предстоящие пять лет это их родной дом. И что жильцы его должны не только пользоваться удобствами, которые за 25 рублей оплаты в месяц им предоставлены, но и обязаны сами соблюдать правила проживания. Студентам также стало известно о том, что общежитие планируется капитально ремонтировать в 2006 году.

После обсуждения работу прежнего состава студсовета признали удовлетворительной. В адрес вновь избранных были высказаны различные предложения и пожелания. Теперь все это должен будет делать новый состав студсовета, в который вошли: Денис Березюков (ТС-302), председатель студсовета, Екатерина Завальнюкова (ХТ-441), Андрей Рекун (ТС-200), Денис Сысков (ТС-202).

Денис БЕРЕЗЮКОВ,
председатель студсовета общежития № 2.

Доигрались

Прощай, альма-матер

Газета Волгоградского государственного технического университетаНет, не зря старшекурсники напутствуют первокурсников, что самое сложное – преодолеть первый семестр. Однако не все новички следуют этому завету. И очень жаль. Прошедшие неполные два месяца с начала учебного года показали не очень-то радужные результаты.

Приказом ректора ВолгГТУ за неуспеваемость отчислены из университета 254 студента, еще 277 были предоставлены академические отпуска. Из них покинули вуз 106 обучающихся на дневном отделении и 242 ушли в академотпуска. А “рекордсменом” стал ФТКМ, соответственно, – 28 и 56. За ним идет машфак, где отчислен 21 человек, в том числе 5 контрактников и 13 обучавшихся по сокращенной программе. Правда, по количеству “академщиков” он занимает 5-е место, уступив ХТФ, где в академотпуск отправились 44 студента, ФЭВТ (40), АТФ (39). По другую сторону от машфака в этом ряду расположились ФАТ (22 “академщика”), ФЭУ (8) и ФПИС (3).

Что же касается расставшихся с альма-матер, то здесь картина выглядит так: на третьем месте ( вслед за факультетом технологии конструкционных материалов и машфаком) расположился ХТФ, где 16 студентов, отчисленных за неуспеваемость, причем, количество обучающихся по контракту и сокращенной программе одинаково – по пять человек. За ним идет АТФ – 13 человек, в том числе три “контрактника” и один “сокращенец”. Что интересно, на 5-м и 6-м местах – по два факультета. На пятом – ФАТ и ФЭВТ (по восемь человек отчисленных, в т.ч. “контрактников” и “сокращенцев”, соответственно, 1, 4 и 5, 2.) и на шестом – ФЭУ и ФПИС, где по 6 человек покинули вуз, из которых по два человека обучавшихся по контракту и по 4 – по сокращенной программе.

Ни чуть не лучше ситуация со студентами, обучающимися на вечернем и заочном отделениях. Этот список открывает факультет подготовки и переподготовки инженерных кадров (ФПИК) – здесь за прошедший период учебного года количество отчисленных за неуспеваемость составило 120 человек, среди которых 35 “контрактников” и 24 обучающихся по сокращенной программе. При этом заочников из числа отчисленных 90, а вечерников – 30. На втором месте – ММФ, где 22 отчисленных, в т.ч. 5 заочников и 17 вечерников. Третье место занял ВКФ – 6 человек покинули вуз. В академотпуск отправились по 12 человек на ФПИК и ММФ и 11 – на ВКФ.

Оксана НОВИКОВА.

Консультация

Стипендиаты на соцстипендию

Как выяснилось, не все студенты знают о выплате социальной стипендии и о том, кто имеет право на ее получение.

Проконсультировать по этому вопросу мы попросили заместителя председателя студенческого профкома Александра Шевцова.

– Государственная социальная стипендия назначается согласно Положению о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов, аспирантов и докторантов очной формы обучения ВолгГТУ.

В обязательном порядке социальная стипендия назначается, как записано в Положении, следующим студентам: из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признанным в установленном порядке инвалидам 1–3 групп; пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастрофах; являющимися инвалидами и ветеранами боевых действий; детям военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

Размер социальной стипендии не может быть меньше 1,5-кратного размера базовой стипендии, установленной законом. То есть, если сейчас базовая стипендия равна 600 рублям, то социальная стипендия составляет 900 рублей.

Причем, студенты, получающие государственную социальную стипендию, имеют право на получение государственной академической стипендии на общих основаниях. А те студенты, которые получают стипендии Президента или Правительства РФ, не лишены права на получение социальной стипендии.

Выплачивается социальная стипендия один раз в месяц. При наличии же академической задолженности по результатам экзаменационной сессии выплата соцстипендии приостанавливается и только после ликвидации задолженности она возобновляется с момента приостановления выплаты.

Прекращается выплата государственной социальной стипендии в случаях отчисления студента из университета, прекращения действия основания, по которому стипендия была назначена.

В сентябре-октябре этого года социальную стипендию получали 628 студентов нашего университета. А с ноября таких стипендиатов ожидается больше – предположительно, 780 человек.

Проба пера

Вышка

Некоторые работы Олега Колосова мы уже представляли. Продолжаем знакомить с его творчеством.

Уже третий день учу вышку. Удалось понять разницу между интегралом и производной. Все остальные 97% курса за первый семестр никак не хотят открыться для моего понимания.

* * *

Забавно себя тешить надеждой: за оставшиеся два дня выучить пятьдесят девять вопросов по теоретическому курсу вышки, когда за последние трое суток едва-едва осилил один.

* * *

Был на всех лекциях. Внимал с умной рожей преподавателю. Все конспектировал. Переспрашивал, когда что-то не успевал записывать... Интересно, почему же я ничего не понимаю?!!

* * *

Пробовал конспекты лекций, ну, эту азбуку Морзе, взять измором. Тупо глядел на таинственные знаки в течение трех часов без перерывов. Безрезультатно. По-прежнему ощущаю себя заблудившимся в трех соснах.

* * *

Подходит старший брат:

– Анрюха, че такой загруженный-то?

– Да вот, никак не могу вышку выучить, а экзамен через два дня.

– Лопух! Нашел, из-за чего напрягаться! Да ее сдать, как раз плюнуть!.. Подумать только, вышка у меня закончилась семь лет назад, а будто бы только вчера. Вот время-то летит.

– Ничего не получается, я уже третий день сижу.

– Ладно, с тебя пять литров пива за то, что я за тебя замолвлю словечко... Слушай, а препода-то вашего как звать?

– Коськин Александр Петрович...

– Да ну, не может быть... ты это серьезно?

– Еще как. Он уже всех достал!

– Представляешь, Андрюх, Александр Петрович еще у меня вышку вел! – Макс радостно потер руки. – Я с ним на счет тебя побазарю, только не забудь за пять литров пива.

– Да хоть десять.

– Ловлю на слове.

– Да хоть заловись.

На спортарене

Настоящий праздник!

Газета Волгоградского государственного технического университетаВ этом учебном году руководство нашего университета устроило настоящий праздник для всех, кто неравнодушен к спортивной борьбе и здоровому образу жизни. Праздник силовых видов спорта подназванием "День силача" проходил в живописном месте Среднеахтубинского района на турбазе "Нептун".

Сказать, что праздник удался – не сказать ничего. Участники, а это студенты-спортсмены ВолгГТУ, среди которых большое количество сильнейших атлетов Волгограда и Волгоградской области, были приятно удивлены тем вниманием, которое им оказывалось.

Началось все с восьмого причала речпорта, от которого нас доставили на двух классных катерах на другую сторону Волги, а далее мы быстро добрались до турбазы "Нептун" на микроавтобусах. Нас очень доброжелательно встретили и разместили в удобных и комфортабельных домиках. Но все это было вторично, так как наше внимание полностью забирала природа этого живописнейшего места. После трапезы в столовой турбазы спортсмены готовились к выступлению, а некоторые просто отдыхали, наслаждаясь пейзажем и чистым воздухом.

Сами выступления прошли на ура. А закончились очень зрелищным перетягиванием каната.

В программе соревнований были представлены четыре вида спорта: тяжелая атлетика, гиревой спорт, армспорт, пауэрлифтинг. Начало каждого выступления предварял рассказ об истории развития данного вида спорта, о том, как происходило становление в нашем университете, каких спортивных достижений добились студенты-спортсмены, занимаясь “железными гирями”. В показательных выступлениях участники состязаний по тяжелой атлетике и пауэрлифтинге продемонстрировали комплексы специальных силовых упражнений, армборцы удивили различными видами приемов борьбы на руках, а гиревики легко жонглировали в парах пудовыми гирями.

А затем были соревнования, где каждый из участников, выходя на помост, поднимал вес под музыкальную фонограмму. Впервые на соревнованиях спортсмены по пауэрлифтингу включили в свою программу упражнения – парная тяга (подъем вдвоем), где был зафиксирован рекорд – это 360 кг 7 раз подряд!

После яркого спортивного зрелища состоялась музыкально-развлекательная дискотека. А еще многие студенты смогли поиграть в пейнтбол на специально отведенном месте на турбазе "Нептун".

В общем, праздник силы, красоты и здоровья удался. Особую благодарность его участники выразили организатором за прекрасное место проведения, отличное обслуживание и специальные ценные призы. Хотелось бы, чтобы такие физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия стали хорошей традицией.

Олег НИКУЛИН,
гр. ХТ-443.

Опрос

Откуда вы больше всего узнали о Сталинградской битве?

Голосовать