Международное сотрудничество

Главное – безопасность человека на дорогах

Главное – безопасность человека на дорогахВ ВолгГТУ с трехдневным визитом побывал профессор Болтонского университета (Великобритания) Клайв Эффорд Чирва. Кстати, г-н Чирва – выпускник автотракторного факультета волгоградского политеха 1980 года.

Начался визит со встречи с первым проректором техуниверситета Александром Валентиновичем Навроцким. Вместе с проректором по учебной работе, курирующим международные связи, Сергеем Юрьевичем Калашниковым они говорили об образовании и науке в двух странах. Так, Александр Валентинович подчеркнул, что наш вуз не стоит на месте, растет, выигрывает конкурсы. Среди последних значимых изменений – создание опорного технического университета.

Профессор Чирва в свою очередь отметил, что в Великобритании также существуют подобные вузы, которые объединяются в консорциумы и работают сообща, и это уже мировая тенденция. Обсуждали собравшиеся и перспективы развития региона, и возможности двустороннего сотрудничества, а после интересной беседы гостя познакомили с музеем истории и науки техуниверситета.

Заведующая музеем Светлана Петровна Мишта остановилась на становлении вуза, тяжелых военных годах, ученых, в разное время трудившихся в стенах политеха, кстати, среди которых Клайв Эффорд Чирва с удовольствием узнавал и своих наставников. А начальник управления науки и инноваций Николай Алексеевич Кидалов познакомил гостя с научными разработками политехников. Затем состоялась поездка в Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ.

В течение следующих двух дней Клайв Эффорд Чирва прочел для политехников лекции, которые смогли посетить как преподаватели, так и студенты.

Первый доклад был посвящен будущему умных композиционных материалов, используемых для защиты водителя и пассажиров в дорожно-транспортных средствах. С каждым годом машины становятся все умнее и умнее, это касается не только системы управления, когда уже не обязателен водитель, но и материалов, используемых при создании транспортного средства. Уходя от традиционных металлов, конструкторы все чаще используют композиционные материалы. Профессор рассказал о композиционных трубах высокой прочности, которые снижают степень повреждения при ударах, алюминиевой пене, заполняемой газом, делающей корпус транспортного средства легче, чем при использовании традиционных материалов, подголовниках (подушках безопасности), позволяющих снизить риск получения травм шеи и головы, а также о системе защиты автомобилей-беспилотников, которые, как считает г-н Чирва, скоро займут свою и довольно большую нишу на рынке, и др. В завершение своего выступления профессор представил небольшой фильм, снятый Discovery Channel в его лаборатории, в котором рассказывается о новых ремнях безопасности для беременных женщин.

На следующий день он говорил о том, что транспортную безопасность необходимо рассматривать исключительно в совокупности всех составляющих, а это: водитель, дорога, машина. Вот такой своего рода тре­угольник, в котором главное – безопасность человека! Сегодня в мировом автомобилестроении делается все для того, чтобы человек выжил даже в самой сложной и самой опасной аварийной ситуации. Для этого очень тщательному и дотошному анализу подвергаются самые разнообразные аварии и все нюансы с ними связанные, скрупулезно изучается статистика. Изучение всех факторов позволяет в итоге приходить к тем самым единственно верным инженерным решениям, которые позволят избежать в дальнейшем всех, ну, уж если не всех, то многих, неприятностей, связанных с автомобильными авариями на дорогах. Теория обязательно должна быть проверена на практике, без этого на Западе вы не получите никаких научных степеней. Говорилось о важности манекенов при проведении испытаний автомобилей на прочность, об инфраструктуре, без нее также невозможна транспортная безопасность. И размышляя об этом, профессор делает следующее заявление: умные дороги, умные машины, умная инфраструктура!

Андрей Аликбаев,
Наталья Толмачева.
Фото Ильи Скворцова.

Стр. 2 из 13pdf