Крупным планом

Она не только прославленная летчица, но и поэт, прозаик, автор известных книг

Она не только прославленная летчица,
но и поэт, прозаик, автор известных книгС волгоградским техническим университетом у Марины Лаврентьевны сложились как деловые, так и дружеские отношения. И не удивительно, ведь ее гражданская профессия связана со сваркой. Поэтому, посещая не в первый раз наш университет, доктор технических наук М.Л. Попович всегда проявляет повышенный интерес к научным разработкам волгоградского политеха, отмечая их уникальность.

А еще ей пришлись по душе сами политехники – преподаватели, аспиранты, студенты, – в общем, весь коллектив ВолгГТУ во главе с академиком РАН Иваном Александровичем Новаковым. И не только за их талант, признается М.Л. Попович, но и за искреннее радушие и гостеприимство. При каждой встрече друзья непременно обмениваются подарками. Вот и на этот раз Мария Лаврентьевна подарила политехникам одно из последних своих изданий – книгу «Я – летчик!», отрывок из которой мы сегодня публикуем.

«Летная характеристика Марины Лаврентьевны Попович»

М.Л. Попович на летной работе с августа 1957 года. Летчик-инструктор, летчик-инспектор, военный летчик, военный летчик-испытатель, летчик-испытатель Киевского механического завода (КМЗ). Освоила 40 типов самолетов и вертолетов разного класса, от учебно-тренировочного самолета Як-18 до сверхтяжелого самолета Ан-22, а также легкие и средние вертолеты. Имеет общий налет более 5000 часов. Около 3000 часов налетала на испытаниях новой авиационной техники.

Испытывала самолеты КБ Антонова, Ильюшина, Яковлева, вертолеты КБ Миля. Провела испытания 11 типов самолетов и вертолетов в качестве ведущего летчика-испытателя. При испытаниях опытных образцов авиационной техники установила 101 абсолютный мировой авиационной рекорд.

Ниже приводится несколько эпизодов, способствующих более глубоко оценить мужество и мастерство М.Л. Попович как летчика и летчика-испытателя, позволивших ей с честью выходить из аварийных ситуаций, спасая самолеты и жизни экипажей.

1. 1964 год – в качестве второго летчика на опытном чехословацком самолете Л-29. Командир экипажа – А. Николаев. Полет на штопор. В полете заклинило руль высоты из-за попадания постороннего предмета в качалку руля высоты. Экипаж произвел посадку, используя вместо руля высоты триммер руля высоты. Причина отказа установлена после посадки. Через неделю на этом самолете М.Л. Попович установила свой первый мировой рекорд. За мужество, проявленное при подготовке к побитию мирового рекорда, Главнокомандующий ВВС наградил ее золотыми часами и присвоил воинское звание «капитан».

3. 1965 год – одноместный самолет-разведчик Як-25РВ. Испытательный полет за «цель». На высоте 17 000 м летчик почувствовал признаки кислородного голодания, ввел в действие аварийную кислородную систему, убрал газ, выпустил шасси, а потом потерял сознание. Самолет вошел в крутую спираль, из-за создавшейся перегрузки оторвались законцовки крыла вместе с подкрыльевыми стойками, на поверхности крыла появились «гофры». Неуправляемый самолет потерял около 10 000 м высоты. Только на высоте ниже 8 000 м летчик пришел в себя, без паники оценил обстановку, вывел самолет в горизонтальный полет, доложил ситуацию руководителю полетов и принял решение на посадку. Посадка закончилась благополучно.

4. 1966 год – одноместный самолет-разведчик Як-25РВ. Полет на рекорд дальности для данного класса самолета. Установлен абсолютный рекорд дальности – 2610 км, не побитый до настоящего времени. Летчик вышел на аэродром посадки практически с пустыми топливными баками. Скорость ветра у земли превышала 20 м/сек, но топлива для ухода на другую точку уже не было. После благополучной посадки на пробеге из-за полной выработки топлива выключились двигатели.

За этот полет М.Л. Попович была присуждены премия и диплом П. Тисантье. Премию М.Л. Попович перечислила на памятник погибшим летчикам-испытателям и их экипажам.

5. 1969 год – транспортный самолет Як-40(санитарный вариант). Государственные испытания. Испытательный полет на общую прочность. Ведущий летчик экипажа – М.Л. Попович. При заходе на посадку с минимальным остатком топлива аэродром закрыло низкой облачностью с нижним краем облачности 40 м и видимостью в дожде не более 50 м. В тяжелейших условиях экипаж посадил самолет с первого захода. За выдержку и проявленное летное мастерство М.Л. Попович была награждена именными часами, и ей было досрочно присвоено воинское звание «майор».

Стр. 9 из 15pdf