Таланты и поклонники

«А есть донские казаки!»

«А есть донские казаки!»За свою интересную и активную жизнь мне доводилось бывать на разных концертах: поп-исполнителей, рэперов, приверженцев рока и даже авторов и исполнителей собственных песен. Но никогда я не испытывала такого чувства восхищения, гордости и единения с песней, как на концерте казачьего ансамбля «Лазоревый цветок» под руководством заслуженного артиста России Геннадия Сипотенкова. Такого не забыть – трогающие за душу песни в исполнении талантливейших людей! Их голоса объемны, они будто наполнены народной культурой, будто сплетены из традиций, обычаев, хороводов под березами и масленых гуляний. Десять молодых человек, обладающих прекрасным талантом, со сцены делились со зрительным залом своей энергетикой, которая волнами перекатывалась по рядам.

Мне несказанно повезло – я знакома лично с одним из солистов «Лазоревого цветка» Максимом Киевским. В повседневной жизни это обычный студент, веселый компанейский парень. Но на сцене Максима не узнать – серьезный в лирических песнях и задорный в веселых, способный зажечь весь зал. В фуражке, сапогах, с шашкой на поясе – истинный казак! Кстати, не только Максим, но и все солисты являются потомками донских казаков!

– Максим, ну почему ты этим занимаешься? Ведь среди молодежи казачья культура не пользуется большим спросом, – спросила я его как-то.

– Просто современной молодежи запудрили мозги всякой ерундой, поэтому она не понимает. Не вся, конечно, молодежь, но большая ее часть.

– Кстати, а как ты решил пойти во ВГИИК на факультет «Народное художественное творчество»?

– Я никогда не понимал и не любил весь естественно-математический цикл, а культура – это у меня в крови! Я с головы до ног гуманитарий. А еще я закончил музыкальную школу по классу баяна. И к тому же, кроме слуха и тембра, у меня ничего нет (смеется).

– А какие экзамены сдают на таких творческих факультетах, как у тебя?

– Дирижирование, народные певческие стили, педагогику и многие другие.

– А концерт отработать – это тяжело?

– Еще как! Знаешь, я бы лучше иной раз пару вагонов разгрузил, чем концерт отработал. А бывает, мы о концерте за час до его начала узнаем, представляешь? У нас строгие правила – за 2 часа перед выступлением есть нельзя, потому что наличие пищи в желудке очень пагубно сказывается на вокале. Одним словом, концерт – это очень сложное дело.

– А когда вы песни исполняете, ты смотришь на зрителей?

– Конечно. Пойми, нельзя не смотреть в зал, мы должны общаться со зрителем.
Я общалась зрительно с Максимом, сидя в зале. Растворялась в каждой мелодии, в каждом звуке. Некоторые песни я слышала впервые, но где-то из глубины души поднималось чувство народного единения, причастия к великой русской культуре, и на уровне подсознания или, если хотите, ДНК, я понимала – я ЗНАЮ эти песни. Их пели из поколения в поколения мои предки, эти мотивы у меня в крови.

…Я сбила ладони, аплодируя, и сорвала голос, крича по окончании концерта: «Молодцы!»

Юлия НЕСЕРИНА,
аспирант каф. ТОНС.


Известный поэт-песенник профессор Александр Леонтьевич Плотников этим летом побывал на своей малой родине – в хуторе Красный Даниловского района Волгоградской области. Там, в казачьем краю на речке Медведица, он встречался со своими земляками, слушал рассказы старых казаков об их былой удали и отваге. А когда их речи стихали, и наступал его черед, Александр Леонтьевич читал свои произведения, чаще всего в стихотворной форме. Старожилы внимали ему с большим интересом, после чего принимались расспрашивать, как, мол, пишешь стихи, и что для этого надобно. Попытался он, было, ответить им прозой, но, как сам признался, получилось скучно. И тогда написал очередные стихи. Стихотворение из этой серии мы сегодня публикуем.

Деды – казаки

Уплывало июльское марево,
Небосклон догорал как свеча.
На завалинке деды гутарили,
Собирая вокруг казачат.
Про войну и Берлин сорок пятого,
Как поили из Эльбы коней,
Как их деды служили у Платова,
Верой, правдой России своей.
И тянулись те цепи рассказов
И легенд, и казачьих былин.
Щеголяли своими лампасами
Дед Лука, дед Захар, дед Калин.
Как в бои и походы ходили,
Басурман побеждали не раз.
Становились опять молодыми
Дед Петро, дед Иван, дед Тарас.
Про казачию удаль, отвагу,
Где на выдумку всяк был богат,
Завораживал нашу ватагу
Дед Гордей, дед Степан, дед Игнат.
По рассказам от деда Андрона
Мы лишь смутно представить могли,
Как промчалась их жизнь эскадроном
Через сборы, походы, бои.

* * *

Вспоминались былые победы
И сраженья во все времена…
И скакал я в бою вместе с дедом,
Подтянув под себя стремена****…
Развивалось походное знамя,
И труба призывала меня…
Я приду и скажу своей маме:
– Посади ты меня на коня!

2010 г.

*Гутарить – говорить, вспоминать.

**Платов Матвей Иванович (1751-1818 гг.) – прославленный казачий атаман, герой Отечественной войны 1812 года.

***лампасы – красная боковая нашивка на брюках казачьей формы.

****стремена – опора для ног всадника на конной сбруе.

Стр. 9 из 9pdf