Из дальних странствий возвратясь

Там, где восходит солнце

Там, где восходит солнцеВ конце прошлого года на страницах «Политехника» заведующая кафедрой мировой экономики и экономической теории профессор Лариса Семеновна Шаховская рассказала о деловой части поездки наших ученых-экономистов в Токио на конференцию «Финансовый кризис и экономическая депрессия: меры экономической политики в оживлении мировой экономики». А сегодня мы предлагаем читателям ее наблюдения как путешественника.

В Японии на четырех небольших островах, где только 2% земли пригодно для какого-либо землепользования, проживает более 124 миллионов человек. Чистейший воздух и идеальная чистота, при том что плотность населения много выше, чем в самых развитых европейских странах.
Побывав в Японии, понимаешь, что экология для этой страны не блажь, а единственно возможный способ выживания: окна многоэтажных жилых зданий расположены в трех метрах от огороженных высокими противошумными экранами хайвейев. Крошечные приусадебные участки земли, выполняющие для своих хозяев функцию огородиков, находятся в одном метре от автомобильных трасс и засажены картофелем, капустой, салатами – и все это смело потребляется в пищу.

Именно поэтому японские автомобили высокоэкологичны, все они – так называемые хайбриты, то есть работают одновременно и на электроэнергии и от бензиновых двигателей: автомобильный компьютер сам выбирает режим работы двигателя в зависимости от ситуации. Примерно половина дорог платные, они оснащены пропускными пунктами, но водителю нет необходимости останавливаться на них: проезжая шлагбаум при съезде на платную дорогу, он слегка снижает скорость, шлагбаум мгновенно открывается, а на табло загорается та сумма, которая списывается дорожным компьютером с его специального счета. Кстати, японский водитель не утруждает себя выбором маршрута движения, он просто называет диспетчеру специального центра конечный пункт, и на мониторе его автомобильного навигатора высвечивается оптимальный маршрут движения, более того, голос диспетчера постоянно напоминает, когда и куда он должен свернуть, чтобы не сбиться с курса. При этом проложенный диспетчером маршрут учитывает все, даже плотность движения транспорта на дорогах, поэтому японцев отличает крайняя пунктуальность.

Использование любого клочка земли в Японии крайне рационально: все ухожено, все сияет чистотой, хотя вы нигде не увидите людей с метлами и совками, просто состояние заботы об окружающем пространстве присутствует в их сознании постоянно. Парковочные автоматы на улицах Токио стоят через каждые сто метров, и там же стоят парковщики, которые в часы пик помогут вам найти место для парковки автомобиля: когда с местами свободно, вы их даже не увидите, когда напряженка, они материализуются буквально из ниоткуда.

Жители этой страны очень деликатны и вежливы. В Японии вообще в основе менталитета граждан лежит философия «ХАЙ» – все хорошо! ХАЙ – и они будут успокаивать друг друга, даже когда совсем нехорошо, главное – не надо волноваться! В Японии высочайший уровень личной защищенности и безопасности. Примеряя обновки в магазине, вы можете не беспокоиться, где вы оставили свои вещи: где бы вы их не оставили, никому даже в голову не придет их взять. Журналисты – четвертая власть в современном обществе, очень бережны к чувствам людей: если, например, идет репортаж о спортсмене, который проиграл и его просят высказать свое мнение о причинах поражения, ни один журналист не будет снимать его лицо – человек ведь и так переживает.

И, конечно же, Япония – это страна высоких технологий, уровень их использования в быту поражает воображение: телевизоры, совмещенные с компьютерами и безлимитным интернетом; средства бытовой химии для регенерации тканей одежды или постельного белья; напичканные электроникой санузлы; высочайшая степень переработки и упаковки продуктов питания в формах, готовых к немедленному употреблению в пищу; высочайший уровень обслуживания потребителей, основанный на строжайших логистических расчетах… Все, что производится и делается, в первую очередь, предназначено для удобства людей: они уже давно не продают ни товары, ни услуги, они реализуют удовлетворение потребности.

Эффективность деятельности любого чиновника в Японии оценивается не тем, что он запретил, а тем, что он сумел разрешить, опираясь на действующее законодательство.

Уважение к детям и пожилым людям возведено на уровень государственной политики. Дети, разумеется, – привилегированный класс в этой стране. Все крупные супермаркеты и ритейлерские сети располагают огромным ассортиментом развивающих игр, фильмов, книг, дисков, музыкальных инструментов высочайшего качества. В школах, библиотеках и научных центрах масса самого современного интерактивного оборудования, которое не только позволяет пользователю донести свои мысли до слушателей, но и в режиме online увидеть реакцию аудитории. Людям старше 65 лет в кафе, ресторанах, барах, магазинах предоставляются скидки в 30%, и для этого совсем не нужно показывать паспорт или собирать кучу бумаг: достаточно просто назвать свой возраст.

Внешне японцы очень европеизированный народ: у служащих в рабочее время незамысловатый dress coat: темный костюм, белая рубашка, неброский темный галстук (мужчины), на девушках юбки (10 см ниже колена и никаких брюк!), белые блузки, черные простенькие туфли-лодочки на небольшом каблучке. В выходные дни – хожу в чем хочу: одежда, как правило, очень удобная, очень простая и достаточно скромная по цветовой гамме – никакого гламура! Зато дом для японца – это его крепость, он и все события в нем, четко отделены от работы: работа – это работа, а дом – это дом. Словом, почти по Киплингу: «и не встретиться им никогда!» Дом и семья – вне работы – всегда на первом месте.

Стр. 2 из 7pdf