Актуальное интервью

В тупиковой ситуации

оказались студенты, имеющие задолженности

В тупиковой ситуации
Новый учебный год вступил в своим права. Позади – ажиотаж вокруг приемной кампании, вызванный новым порядком приема абитуриентов в вузы. Впереди – долгие месяцы напряженной учебы с контрольными неделями, семестровыми, сессиями.

О том, как прошел первый месяц учебы, мы беседуем с проректором по учебной работе Игорем Леонидовичем Гоником. А начался наш разговор с профориентационной работы.

– Выступая на недавнем заседании Ученого совета с докладом, Вы отметили, что в 2008–2009 гг. приемной комиссией совместно с факультетом довузовской подготовки проведена масштабная работа с учащимися школ не только Волгограда, но и ряда районов области, в частности, Урюпинского, Михайловского, Калачевского, Котовского. Оправдана ли столь массированная атака на «сельского школьника»?

– Мы привыкли, что абитуриенты из районов приезжают к нам. А сегодня, в условиях экономического кризиса, ситуация другая. Не все родители имеют финансовую возможность отправить своих ребят в областной центр на день открытых дверей в вузе. Поэтому мы встали перед необходимостью самим присутствовать на местах. Как говорится, «если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе». Тем более что в районах области сегодня строятся новые предприятия и появляется спрос на наших специалистов.

Практика у нас сейчас такая: выезжая в районы, мы не просто проводим встречи с учениками и учителями школ, а преподаватели ВолгГТУ дают там открытые уроки. Один из важных аспектов сегодняшней агитации выпускников школ – не надо бояться сдавать ЕГЭ по другим предметам, чтобы расширить свои возможности при поступлении в вуз. Наши весенние выезды нацелены в основном на 9-10-классников, так как выпускники к тому времени практически все уже определяются с выбором профессии. Причем, профориентационная работа на выездах проводится совместно с районными отделами образования, городскими администрациями районов. Недавно, в последней декаде сентября, был такой выезд вместе с областным комитетом по образованию. На эту осень еще запланирован совместный с ними выезд по округам области. И пока такая практика оправдывает себя.

– Итак, приему в тех­университет предшествует большая профориентационная работа со школьниками. Иными словами, выпускники школ целенаправленно становятся абитуриентами техуниверситета, а пройдя вступительный конкурс, – студентами политеха. И теперь главная задача – это каждый понимает – учиться, постигая секреты своей будущей профессии. Но почему-то здесь логическая цепочка прерывается. Чем это можно объяснить?

– По итогам летней сессии, даже по сравнению с прошлым годом, к сожалению, осталось много задолжников, что говорит о несерьезном отношении студентов к учебному процессу, к исполнению своих обязанностей. И это проявляется на всех уровнях – и на третьем курсе, и на четвертом. У нас есть негативные примеры даже среди магистров – двое были отчислены за неуспеваемость. На конец сессии – 15 июля – в целом по ВолгГТУ были отчислены 356 студентов в головном вузе и еще 113 – в филиалах. В 2008 г. ситуация с успеваемостью была несколько мягче в плане отчислений и пересдач. В частности, студентам потребовалось больше времени на пересдачи – в летний период до 5 июля и практически весь сентябрь.

В 2009 г. по итогам зимней и летней сессий в вузе отчислено почти 900 студентов, что больше, чем в 2008 г.

Если взять данные на 6 октября, то в прошлом году было отчислено 490 студентов, а в этом – уже меньше, 290 человек. Однако это стало возможным благодаря тому, что сессия была продлена после 25 сентября еще на неделю.

Когда студенты приходили ко мне на прием, я с каждым выяснял причину его неуспеваемости. Многие объясняли так: «Я не успеваю». А это значит: у них не правильно организован учебный день.

– Как показали себя первокурсники?

– Что касается первокурсников – к ним было проявлено более лояльное отношение. Знания у многих из них, конечно, слабые, и преподаватели это обязательно учитывают, объясняют свой предмет, что называется, от печки.

– И еще один вопрос: как обстоят дела с посещением занятий?

– Вопрос, действительно, заслуживает особого внимания. Стоит отметить, что деканаты уже серьезно озабочены по поводу учебной дисциплины. Первый месяц учебы показал немалое количество пропусков, при этом пропускают занятия не только старшекурсники, но и студенты младших курсов, в том числе первокурсники. А ведь отсутствие на занятиях является первопричиной проблем с успеваемостью. Надо также отметить, что у студентов, имеющих задолженности, уже сейчас заложены проблемы с учебой. Готовясь к пересдачам, они пропускают текущие занятия, создавая для себя тупиковую ситуацию. Причем, многие из них считают: зачем ходить на лекции, если и так отчислят. И с каждым годом таких студентов становятся все больше. Приведу для иллюстрации такой пример. Я веду занятия в группе АТ-413 факультета автомобильного транспорта. В первоначальном списке группы значилось 29 человек. На 5 октября студентов было уже 25 – четверо ушли в академотпуска. Но на лекции присутствовало всего 19 человек, остальные по каким-то причинам не пришли на занятия.

В такой ситуации, конечно, к студентам, не выполняющим учебную нагрузку, мы будем вынуждены принимать жесткие административные меры даже в течение семестра, в частности, по итогам контрольных недель. К слову, на некоторых факультетах такие меры уже принимаются.

Светлана Васильева.

Стр. 7 из 15pdf