Заметки по поводу

Россия слишком большая и разная...

считают социологи «Группы 7/89»

Россия слишком большая и разная...Как мы уже сообщали, в последней декаде мая, с 23 по 25, на базе ВолгГТУ проходил съезд Ассоциации «Группа 789», которая объединяет крупнейшие исследовательские компании, работающие в сфере социологических и маркетинговых исследований в регионах России. Надо заметить, что представители Ассоциации региональных исследовательских компаний впервые собрались в Волгограде в таком составе. А вообще, это была 14-я по счету встреча.

Не удивительно, что когда ее участники проводили пресс-конференцию, они старались дать журналистам как можно больше информации о своем объединении, призывая собратьев по перу к сотрудничеству.

Ассоциация «Группа 789» была создана в апреле 2001 г., а название получила по числу федеральных округов (7 округов) и субъектов Федерации (в то время в России было 89 субъектов). С тех пор число ее участников заметно выросло – более 20 исследовательских компаний из Санкт-Петербурга, Саратова, Нижнего Новгорода, Перми, Уфы, Челябинска, Казани, Воронежа и т.д., работающих в 40 российских регионах.

Самый «западный» участник «Группы 789» – Калининградский социологический центр, самый «восточный»  – фонд «Общественное мнение – Красноярск». Кстати, на территории ЮФО единственным членом ассоциации является Центр социологических и маркетинговых исследований «Аналитик» (Волгоград), возглавляет который В.В. Токарев. Он же, на правах принимающей стороны, является председателем Ассоциации.

На встрече с журналистами каждый из гостей представлял «визитку» своей организации и вносил дополнительные штрихи к общему портрету «Группы 789». Так, например, директор по исследованиям Фонда социсследований В.Б. Звоновский (г. Самара)назвал Ассоциацию «образцом чистейшей демократии», здесь нет постоянного председателя, он избирается там, где проходит очередной сбор. Руководитель «Научно-исследовательского центра «Горизонт-М» (Ямало-Ненецкий АО) А.В. Стожаров в развитие темы рассказал о независимости социологии, которая ранее была государственной. Он также вспомнил 10-ю встречу региональных исследователей, которая проходила три года назад в г. Надыме и была посвящена проблемам экстремальной социологии, чего прежде тоже не было.

Несмотря на общие задачи, стоящие перед «Группой 789», у каждого ее участника своя специализация. Если исследовательская группа «Циркон» (Москва) под руководством И.В. Задорина предпочтение отдает политическим исследованиям, то компания «Социс» из Ярославля (директор Р.А. Оглоблин) – современным технологиям прикладных маркетинговых исследований, а, к примеру, Центр аналитических исследований и разработок г. Казани (А.Л. Салагаев) исследует так называемый казанский феномен и так далее.

Основной же целью Ассоциации является повышение качества социологических исследований в регионах России и создание системы межрегиональных исследовательских проектов. На вопрос: зачем нужна «региональная социология», председатель Волгоградского отделения Российского общества социологов, зав. кафедрой истории, культуры и социологии ВолгГТУ Н.В. Дулина ответила так: «Россия – слишком большая и «разная» страна, чтобы быть представленной в общероссийских опросах «в целом по стране».

Ассоциацией за время ее существования проведено около 20 инициативных исследовательских проектов, результаты которых широко обсуждались и публиковались. Наиболее крупные из них: «Межрегиональный электоральный мониторинг» (2003, 2004–2007 годы); «Рейтинг столичных исследовательских компаний» (2004–2008 годы); «Страхи и опасения: чего боятся россияне» (2006 год); «Рейтинг влиятельности региональных элит» (2004–2006 год) и т.д.


После таких встреч Ассоциации региональных социологических центров, как правило, появляются сборники с докладами их участников о проделанной работе в определенном направлении. На языке самих социологов – это материалы научно-практического семинара, представляющие интерес не только для профессионалов, но и для широкого круга читателей.

Светлана Васильева.

Стр. 3 из 12pdf