Дела библиотечные

Книгам – штрих-коды, читателям – пластиковые карточки

Книгам – штрих-коды, читателям – пластиковые карточкиВ этом году студенты первого и второго курсов ВолгГТУ получили пластиковые читательские билеты.

Год назад в нашем вузе в виде эксперимента началось внедрение системы выдачи литературы в автоматизированном режиме. Тогдашним первокурсникам выдали первые электронные читательские билеты. Правда, это были обычные бумажные билеты с нанесенной магнитной лентой. А в этом году студенты получили настоящие пластиковые карточки.

Все лето шла подготовка к внедрению новшества. Вуз закупил принтер для печати штрих-кодов, цветной принтер для печати пластиковых читательских билетов, сканеры для считывания штрих-кодов, цифровую фотокамеру (сотрудники библиотеки сами фотографировали ребят). Было отштрихкодировано 130 тысяч экземпляров книг.

— А почему у нас было решено внедрить новшество, ведь другие вузы, по крайней мере волгоградские, не торопятся тратить на это деньги? — спрашиваю у директора библиотеки И. М. Рамзиной.

— Наши специалисты поездили по российским вузам, посмотрели, как работают коллеги, набрались опыта, взвесили все «за» и «против». Совместно с руководством университета мы приняли решение создать электронную базу читателей, то есть электронный формуляр с обязательной выдачей электронного читательского билета, — говорит Ирина Михайловна. — Многие вузы штрихкодируют литературу для автоматизации выдачи небольшими фондами, присматриваются. Мы же подумали-подумали и подошли к этому вопросу глобально.

И правильно. Нам, техническому вузу, вся статья новации подхватывать. Кстати, в сентябре планировалось выдать электронные билеты только первокурсникам, но сотрудники НТБ приложили все усилия, чтобы и второй курс получил возможность пользоваться библиотекой в автоматизированном режиме. Преимущества современной системы сотрудники, а вслед за ними и студенты, уже ощутили.

Выдача литературы происходит в три раза быстрее. Особенно это ценно в дни массовой выдачи учебников, когда каждая группа получает до пяти сотен книг. Все происходит, если сравнение не покажется грубоватым, примерно как в супермаркете: нет нужды набирать на кассе цену каждого товара (то есть вносить запись в формуляр), достаточно поднести сканер к штрих-коду.

Немаловажное достоинство системы — возможность повысить сохранность фонда. Ведь за год наши студенты теряют до тысячи книг, не говоря уже о том, сколько калечат — делают пометы (и не только пометы) ручкой, маркерами, выдирают страницы. Кроме этого у библиотеки огромное количество задолжников.

— Теперь,— предупреждает Ирина Михайловна, — тех, кто вовремя не сдает книги, будет проще «вылавливать» и лишать возможности пользоваться НТБ до возвращения литературы или возмещения ущерба за утерянный учебник. К слову, на сайте НТБ www.library.vstu.ru в разделе «Для студентов» будет размещен список задолжников.

И еще. Читатели, получившие пластиковые билеты, также на сайте библиотеки в разделе «Сервис» могут уточнить наименования книг, которые они взяли. Ведь студентам выдается до двух десятков учебников — все не упомнишь.

А по большому счету, внедрение штрих-кодовых технологий расширило возможности формирования оптимального сервиса информационных услуг. В ближайшее время последовательно все категории читателей будут охвачены современной системой библиотечного обслуживания.

Елена ГРИНЕВА.

Стр. 6 из 10pdf