Политех в лицах

Преподаватель – это призвание

Преподаватель – это призваниеВ преддверии праздника мы пригласили в редакцию заведующего кафедрой «Автомобильные перевозки», доктора технических наук, профессора Владислава Александровича Гудкова, чтобы поговорить с ним о нелегком и ответственном труде преподавателя.

– Владислав Александрович, сам факт, что вы работаете в высшем учебном заведении, не случаен?

– Совершенно верно. Мой отец – Александр Николаевич Гудков, доктор технических наук, профессор, в свое время возглавлял кафедру «Сельскохозяйственные машины» в волгоградском сельскохозяйственном институте. Сам я институт закончил с красным дипломом и имел средний бал – 5, то есть одни «пятерки». И уже во время обучения у меня появилось желание заняться наукой. Я смотрел на разрозненные рукописи отца и думал, что их стоит оформить в один слитный учебник. А дальше все получилось само собой.

– Мы слышали, что студенты отзываются о вас, как об одном из лучших лекторов. Как вы считаете, преподаватель – это призвание?

– В общем-то, да. Нельзя проводить лекцию без воодушевления. Скучно прочитанный материал плохо усваивается. Необходимо обладать определенным артистизмом, приводить примеры из жизни. Сейчас много говорят о дистанционном образовании. Но я считаю, что обучение без живого общения невозможно. С моей точки зрения, должен быть комплексный подход: и использование Интернета, и чтение учебников, и живое общение.

– Как, по-вашему, изменились ли студенты?

– Меняется мир – меняются и студенты. Можно отметить, что уровень подготовки в школах снизился. Однако те ребята, которые серьезно настраиваются на поступление в вуз, как правило, занимаются с репетиторами. Достаточно сильные студенты приходят после лицеев на базе политеха. Мне есть с чем сравнивать, поскольку я преподаю и в других вузах. Уровень знаний наших студентов довольно высокий, особенно по сравнению с коммерческими институтами.

Студенты, безусловно, стали свободнее. Но что не нравится, так это разболтанность большинства из них: использование нецензурной брани, отсутствие культуры поведения и неуважение к преподавателю. Здесь трудно не вспомнить работу комсомола и профсоюзных организаций, которые контролировали поведение молодежи. За ругательство матом могли отчислить из института. Я считаю, что подобный контроль нужен и теперь, но инициатива при этом должна исходить от самих студентов.

– Как вы относитесь к уровневой системе образования?

– Неоднозначно. Для некоторых специальностей переход на уровневую форму обучения неприемлем. Например, сейчас все транспортники обратились к министру транспорта РФ, а тот, в свою очередь, написал письмо в министерство образования, чтобы транспортникам оставили монообразование. Поскольку в сфере автотранспорта в данный момент имеется множество проблем, для решения которых нужны полноценные специалисты.

– А востребованы ваши выпускники за границей? Соответствуют ли дипломы международным стандартам?

– Дипломы соответствуют, но заграницу нам пока рано. Нам нужно их технически догонять, потому что и в организации перевозок, и в производстве автотранспорта мы очень сильно отстаем. Что касается России, то наши выпускники получают хорошее образование и пользуются спросом среди российских работодателей.

– Какой смысл вы вкладываете в понятие «учитель»?

– В вузах применяется понятие «преподаватель». А это немного другое. В школе в большей степени проявляется человеческий аспект отношений, а в вузе – профессиональный. Хотя студенты за профессиональными знаниями отслеживают человека, который им эти знания несет. Но, безусловно, со стороны преподавателя должна быть доброжелательность к обучаемым, любовь к своей работе, к общению со студентами и видение в каждом из них человека.

– А должен ли преподаватель воспитывать?

– Конечно. Как таковое воспитание у нас происходит на старших курсах. Мы общаемся со студентами и воспитываем их во время написания курсовых и дипломных проектов. И тут много значит именно личность преподавателя. У нас так повелось на кафедре, что студенты запросто приходят. Мы даем им советы, подключаем к нашей работе.

Записала
Наталья ПОЛЬСКАЯ.

Стр. 7 из 9pdf