Их просто этому не учили
Всемирная паутина станет доступнее
Теперь, согласно приказу ректора ВолгГТУ, все магистранты университета обязаны пройти обучение пользованию электронными ресурсами. А следующий приказ, как заявил руководитель вуза И.А. Новаков, обяжет магистрантов углубленному изучению английского языка. Это необходимо как для написания магистерской работы, так и для поступления в аспирантуру. Будущие ученые должны знать, что происходит по направлению их разработок не только в отечественных, но и зарубежных научных кругах.
Во вторник состоялось первое занятие магистерской группы, в которую вошли студенты – выпускники АТФ. Первопроходцам всегда бывает непросто, а этим ребятам было непросто вдвойне – на их занятие пожаловали высокие гости во главе с ректором. Несмотря на присутствие декана факультета О.Д. Косова, старавшегося подбодрить аудиторию, ребята волновались так, что на вопросы отвечали не очень уверенно, а подчас и невпопад. А некоторые не смогли сразу выполнить просьбу ректора: зайти на сайт МГУ.
– Я почему просил вас это сделать – чтобы посмотреть, как вы работаете в Интернете. И, во-вторых, – чтобы вы посмотрели сайт библиотеки московского университета и, соответственно, что там есть. У вас же сегодня учеба по поиску через Интернет информационных баз данных, – голосом скорее наставника, чем «экзаменатора» пояснил И. А. Новаков.
Да и другие гости были похожи больше на добрых преподавателей, чем строгих проверяющих. И первый проректор Ю.В. Попов, и проректор по науке В.И. Лысак, и проректор по учебной работе А.М. Дворянкин подходили то к одному, то к другому обучающемуся, подсказывая в случае необходимости.
А ректор тем временем стал знакомиться с каждым магистрантом, интересуясь его планами и, конечно, исподволь наблюдая за работой в Интернете.
Во вторник состоялось первое занятие магистерской группы, в которую вошли студенты – выпускники АТФ. Первопроходцам всегда бывает непросто, а этим ребятам было непросто вдвойне – на их занятие пожаловали высокие гости во главе с ректором. Несмотря на присутствие декана факультета О.Д. Косова, старавшегося подбодрить аудиторию, ребята волновались так, что на вопросы отвечали не очень уверенно, а подчас и невпопад. А некоторые не смогли сразу выполнить просьбу ректора: зайти на сайт МГУ.
– Я почему просил вас это сделать – чтобы посмотреть, как вы работаете в Интернете. И, во-вторых, – чтобы вы посмотрели сайт библиотеки московского университета и, соответственно, что там есть. У вас же сегодня учеба по поиску через Интернет информационных баз данных, – голосом скорее наставника, чем «экзаменатора» пояснил И. А. Новаков.
Да и другие гости были похожи больше на добрых преподавателей, чем строгих проверяющих. И первый проректор Ю.В. Попов, и проректор по науке В.И. Лысак, и проректор по учебной работе А.М. Дворянкин подходили то к одному, то к другому обучающемуся, подсказывая в случае необходимости.
А ректор тем временем стал знакомиться с каждым магистрантом, интересуясь его планами и, конечно, исподволь наблюдая за работой в Интернете.
С левой стороны дисплей-класса, где проходили занятия, сидели в ряд Захар Каныгин (гр. АТД-603), Андрей Косарев (гр. АУ-600), Алексей Титоренко (гр. ТС-602) – с них и начался обход. Впрочем, и дальше в этом ряду были только ребята.
– Вы куда будете поступать?
– Я собираюсь на «Баррикады».
– На «Баррикады» собираетесь? А зачем шли в магистратуру?
– Я предполагал в аспирантуру поступать, но передумал.
– А вы?
– Меня в аспирантуру берут.
– Ну, на счет берут – председатель приемной комиссии еще не сказал. Вы знакомы с председателем приемной комиссии?
– Пока нет.
– Так вот я вам представляюсь.
– А вы молодой человек?
– Я пока планирую в аспирантуру.
– Планируете? А кто у вас руководитель?
– Новиков.
– И вы – в аспирантуру?
– Да, в аспирантуру.
Вообще, в этой группе были и девушки Наталья Шайдурова (гр. ТС-602) и Елена Чевтаева (гр. АТД-603). И хотя обе свое будущее не связывают с наукой (Елена хочет пойти работать по специальности на тракторный завод, а Наталья уже работает на ВЗБТ), но к занятиям, которые начали проводить с магистрантами, они отнеслись очень серьезно.
– Как вы проводили поиск литературы по вашей тематике? – спросил ректор одну из девушек.
– В библиотеке им. Горького и в библиотеке кафедры.
– А что смотрели в библиотеке Горького?
– Статьи по механике.
– Какие статьи?
– История создания шагающей машины.
– А новые где брали?
– На кафедре и в Интернете.
– Вы как пользовались информационными системами?
Однако на последний вопрос внятного ответа не последовало.
– Теперь для всех информация, – обратился к присутствующим ректор. – Если в магистерских работах не будет ссылок на публикации, в том числе иностранной литературы последних лет, – это значит, что вы литературу не читали, а ваши руководители не помогли вам ее найти. Именно так я буду это расценивать.
Покидая класс, И. А. Новаков так напутствовал магистрантов: «Я надеюсь, что использование средств информационного поиска и попытка тем самым формирования ноу-хау станет вашей повседневной задачей».
Светлана АВДЕЕВА.
После занятия журналист «Политехника» попросил Ивана Александровича поделиться своим первым впечатлением.
– Без сомнения, компьютерами пользоваться они умеют. Вопрос в другом – их не научили формулировать цели. Ну, например, если речь идет о разработке какого-то объекта, принципа, механизма, то первое, с чего начинается исследование, – с анализа, что говорит мировой опыт по созданию подобных систем. А для этой цели наиболее просто на данном этапе пользоваться интернетовскими поисковыми системами и электронными системами издательств, где все это указано.
Если идти дальше – это позволит создавать новые технические решения, получать патенты, выполнять исследования на мировом уровне. Но для осуществления этой цели необходимо желание обучаемого, познания руководителя и созидание чего-то такого, что принесет соответствующие плоды. А пока их просто этому не учили. Теперь будем наверстывать.