Официально

Мы и наши связи

Выдержки из доклада "О состоянии и перспективах развития международных отношений в области образования и науки"

Мы и наши связиКак мы уже сообщали, 25 октября заседал ученый совет университета. С докладом «О состоянии и перспективах развития международных отношений в области образования и науки» выступил проректор Александр Александрович Чугунов. Публикуем основные выдержки из его доклада.

В России и зарубежных странах за последние десятилетия произошли существенные изменения в сфере образования. Анализ опыта ряда стран показывает, что практическая реализация реформ в абсолютном большинстве государств встречает два препятствия – недостаток ресурсов и отсутствие механизмов, способных запустить реформы в действие.

Вместе с тем четко просматриваются общие тенденции в реализации реформ, присущие многим странам и регионам. Главными из них являются: децентрализация и демократизация управления; расширение автономии высших учебных заведений; движение в сторону рыночных моделей организации, управления и финансирования образования с учетом требований XXI века.

В рамках общих тенденций заслуживают внимания следующие аспекты этой деятельности.

— Четкое разграничение в законодательном порядке функций и ответственности между различными уровнями управления образованием: общегосударственным, региональным, муниципальным и институциональным. С повышением роли образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых рынках усиливается роль общегосударственных органов управления в выработке стратегии и политики развития образования, координации усилий и ресурсов, необходимых для нормального функционирования образовательных систем. Все другие управленческие функции делегируются низшим эшелонам власти в соответствии с предписанными им законами, обязанностями и правами в данной сфере.

— Практически во всех странах (за исключением Туркменистана) в последнее десятилетие введена многоуровневая система высшего профессионального образования: бакалавриат (со сроком обучения 3-4 года), магистратура (срок обучения 1-2 года), докторантура (срок обучения 2-3 года) с присвоением соответствующей степени бакалавра, магистра и доктора наук (Ph.D.).

— Существенное обновление содержания среднего и высшего профессионального образования, направленное на стандартизацию учебных планов образовательных программ; введение системы образовательных кредитов (зачетных единиц) для обеспечения академической мобильности студентов. В рамках Болонского процесса европейская система зачетного перевода (ECTS) введена в Германии, Нидерландах, Бельгии, Италии, и другие виды системы зачетных единиц – в Японии, Канаде, Венгрии и других странах.

— Принятие конвенции многоканального финансирования (государственный бюджет, бюджеты региональных и муниципальных органов, доходы от оказываемых услуг вузами и их коммерческой деятельности, плата за обучение и др.); замена стипендий и грантов студенческими займами, гарантированными государством; введение принципа смешанного финансирования государственных и частных вузов; повышение роли средств филантропических организаций, предпринимательских структур, отдельных граждан; установление налоговых льгот на часть доходов, реализуемых образовательными учреждениями в целях поддержки образования.

— Практически во всех странах Европейского Союза активно реализуется концепция «Обучение в течение всей жизни», предусматривающая различные формы обучения безработных граждан, лиц с ограничениями в физическом или умственном развитии, а также людей старших возрастных групп. Во Франции, Германии, Финляндии, Швеции, Бельгии, Великобритании, Италии реализуются правительственные программы, предусматривающие целевое инвестирование в непрерывное профессиональное образование.

С реди задач, сформулированных в шести разделах Болонской декларации, особое значение придается повышению международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования; переходу на 2-уровневую систему подготовки – бакалавр (undergraduate) и магистр (graduate); введению системы кредитов по типу ECTS (европейская система зачетного перевода), рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности.

В нашем университете практически по всем основным задачам проводится работа.

Так, внедрена и успешно работает 2-уровневая система подготовки студентов. По всем направлениям подготовки бакалавров в университете разработаны системы кредитов. Однако внедрение их в практику сдерживается Минобразованием, т.к. надо изменить Приложение к диплому, а это уже в компетенции общегосударственных органов управления.

Приказами ректора в 2005 году в университете введена система менеджмента (управления) качества, в 2006-м создан Совет по качеству.

Вашему вниманию предложена Политика в области качества и Миссия Волгоградского государственного технического университета (документ публикуется отдельно. – Прим. ред.). При сертификации системы менеджмента качества можно выходить на международную сертификацию университета.

В Волгоградском государственном техническом университете с 1962 года обучаются иностранные граждане. Система стабильная и отработанная: подфак, бакалавриат, магистратура. Она же сдерживает расширение подготовки иностранных граждан – ведь мы практически не агитировали и не принимали на обучение в магистратуру бакалавров–выпускников других вузов, в т.ч. из стран ближнего и дальнего зарубежья. В настоящее время эту работу мы можем вести — нами подготовлен специалист, имеющий два сертификата — один по России, второй сертификат Евросоюза — по экспертизе документов об образовании.

Мобильность российских студентов пока менее подвижна, чем иностранных. Но возможности есть и для них — самые разнообразные программы обучения за рубежом. Прежде всего — это Президентская программа, есть и другие, например, ДААД, включая М.В. Ломоносова, и т.д. Во-вторых — прямые договора. Здесь у нас опыт имеется, по выполнению дипломных проектов и бакалаврских работ. Но, к сожалению, в настоящее время список вузов, кроме Китая, ограничен. Университет Гамбург (Германия) был готов принять студентов ФТКМ, но претенденты не владели иностранным языком должным образом.

Международные программы – основа сотрудничества. Даже по двум программам «Темпус» состоялось около 10 различных встреч специалистов. В настоящее время у нас два проекта, по которым идет активная работа, два в начальной стадии, намечается проект по экономике (опять саратовцы предложили) и УПИ приглашает к сотрудничеству в проекте по стандартизации и сертификации.

К сожалению, по всем возможным шести проектам мы являемся соисполнителями, но не координаторами.

Надо отметить, что в университете стали на более высоком уровне организовываться и проходить международные научно-технические конференции. Наряду с видными учеными России за пять лет у нас с различными визитами был 131 иностранный гость.

Большим прорывом в области международного научно-технического сотрудничества явилось проведение в 2001 году Восточно-азиатского симпозиума по полимерам для передовых технологий, на котором присутствовало 33 ведущих ученых из Японии, Кореи и Китая.

Кафедра физической и аналитической химии и в настоящее время ведет активную работу. Достаточно отметить, что в сентябре этого года для проведения совместных научных исследований в университете Васеда в г. Токио (Япония) выезжал д.х.н. профессор Навроцкий А.В. Это стало продолжением контактов, установленных ректором И.А. Новаковым и профессором Хироюки Нишиде. Проведение конференции по наземным транспортным системам позволило установить надежные контакты с Варшавой. АТФ и ФАТ имеют договор с факультетами ВВТА, затем был подписан договор между вузами. В Туринский политехнический институт выезжал на 3-х месячную научную стажировку доцент кафедры ТЭРА Дыгало В.Г. Активно стали заниматься научно-техническим сотрудничеством ученые ФЭВТ и особенно кафедра САПР.

Участие ученых университета в международном научно-техническом сотрудничестве мы можем проследить по увеличивающемуся числу публикаций в зарубежных журналах. Наибольший вклад внесли факультеты: АТФ, ФЭВТ, ХТФ, ФЭУ. У нас появились совместные с иностранными учеными публикации.

Вместе с тем, следует отметить, что в участии в международных конференциях преобладают страны СНГ, Украина и Беларусь. А в 2006 году за счет «ТЕМПУСа» прибавились Великобритания, Франция, Германия.

К сожалению, очень мало научных стажировок молодых ученых, аспирантов в вузы европейских стран. За последние 3 года было только 5 поездок.

Университет ищет международных партнеров для создания совместных с иностранными университетами программ обучения и двойных дипломов, признаваемых как в России, так и в Европе, и в мире в целом. В настоящий момент факультет автомобильного транспорта готовит предложения в Болтонский университет (Великобритания) на факультет технологии и проектирования по совместному участию в 4-м этапе проекта «Бридж», финансируемого Британским Советом.

Изучаем предложение канадского Университета МакМастер (г. Гамильтон, провинция Онтарио) по созданию программ двойных дипломов в сфере машиностроения и информационных наук. ФЭВТ рассматривает предложение Дрезденского технологического университета (Германия) об участии в международной магистерской программе в области компьютерного проектирования.

Впервые большая группа ученых университета во главе с ректором И.А. Новаковым выезжала на международную выставку в Китай. В ходе участия в выставке стали заметны наши недоработки, по устранению которых были сформулированы конкретные предложения, вошедшие в постановление ученого совета.

Совет университета постановляет:

1. Решать задачи по развитию и адаптации НИР учеными университета в соответствии с международными требованиями к качеству научных работ и правовым нормам их оформления.

2. Обеспечить тщательную правовую проработку вопроса тиражирования и продажи действующих технологий, а также защиты объектов интеллектуальной собственности.

3. Иметь международную интеллектуальную собственность на материалы, технологии, программные продукты, апробированные и реализованные в России.

4. Всемерно развивать и ориентировать научные школы, делая их деятельность востребованной.

5. Усилить патентно-лицензионную деятельность.

6. Ужесточить требования при переизбрании ППС.

Стр. 5 из 9pdf