И наши студенты смогут учиться в Сорбоне

Но это в недалеком будущем, а пока...

И наши студенты смогут учиться в СорбонеНедавно российская делегация работников сферы образования побывала во Франции и Великобритании, где познакомилась с работой крупных европейских вузов. В составе делегации были и волгоградцы – представители Волгоградского государственного технического университета: проректор по научной работе В.И. Лысак, заведующий кафедрой САПР В.А. Камаев и директор Вычислительного центра Д.А. Давыдов. Рассказать о цели поездки и поделиться впечатлениями мы попросили Владимира Ильича Лысака.

– Эта поездка организована в рамках реализации программы «Nempus-Tacis». В ней участвовало несколько вузов, ставших обладателями международного гранда Евросоюза. Этот три российских вуза: два классических университета Дагестанский, Астраханский и Волгоградский технический университет и два иностранных участника – университет в Ницце-София Антиполи, Франция, и университет в Глазго, Великобритания. Это очень большие вузы. Достаточно сказать, что университет в Ницце – второй после Парижского университета во Франции по количеству специальностей, по которым готовят выпускников, в нем 27 тысяч студентов и преподавателей.

В университете города Глазго, который является большим промышленным центром на севере Великобритании, насчитывается около 20 тысяч студентов и преподавателей. То есть это близкие к нам по численности университеты, оба имеют технопарки. Интерес представляет и то, на каких условиях они создавались. Так, например, технопарк в Глазго был создан под покровительством правительства тремя университетами, где успешно работают 20 кампаний. Особо хочу обратить внимание на то, что в создании технопарка завидная роль принадлежит государству – оно выделило большой участок земли, безвозмездно передав ее людям в долгосрочное – на 125 лет – пользование, при его помощи там построены здания. Кроме того, государство освободило работающие там кампании от ряда налогов: на землю, на имущество, от налога на добавленную стоимость. В создании технопарка также участвовал частный сектор – строил дороги, возводил строения. В настоящее время в технопарке работает около 900 человек по разным направлениям, среди которых есть лазерные технологии, медико-биологические исследования и другие.

В Шотландии под это даже был разработан документ (он называется «Умная Шотландия») с целью дать продвижение тем инновациям, которые рождены в вузах», чтобы они были реализованы в промышленности.

Вообще, там много интересного, например, в системе образования: ни в Великобритании, ни во Франции практически нет частных вузов. Все образование для студентов из стран Евросоюза бесплатное. Платят за обучение только те студенты, которые приезжают из стран, не входящих в Евросоюз.

Во Франции, например, нет вступительных экзаменов как таковых – там каждый абитуриент, если он соответствует требованиям, автоматически становится студентом. Однако отсев после первого курса просто фантастический – до 60 процентов. Но такая система, во-первых, предоставляет право всем на демократической основе поступить в вуз, а во-вторых, в значительной степени снимает болезненный вопрос о коррупции и т.д.

В Великобритании абитуриенты сдают экзамены, но там тоже большой отсев.

Что касается системы аттестации, то студенты должны набрать порядка 100 баллов из 200, положенных в семестре (одна дисциплина составляет 20 баллов). При этом студенту можно сдавать не все дисциплины, лишь бы он набрал необходимые сто баллов.

Специалистов здесь также готовят по системе бакалавриата, магистратуры. Причем, бакалавр при желании может поступить в аспирантуру, для этого достаточно подать заявление. Но учиться в аспирантуре придется уже за плату, хотя и небольшую. И если в течение года бакалавр показал хорошие результаты, и комиссия его аттестовала, то обучение в аспирантуре продлится три года. А если в первый год аспирант не состоялся, то его возвращают на шестой курс доучиваться, чтобы получить диплом магистра. Должен заметить, что во Франции магистров «продают», то есть их готовят не вообще, а по заказу предприятий.

Государству в той же Франции обучение одного студента обходится в 7 тысяч евро – это в среднем, тогда как подготовка, к примеру, медика стоит 20 тысяч, а экономиста – 4 тысячи евро.

Отличается и система обеспечения студентов учебной литературой. Если у нас учебники выдаются студентам бесплатно на весь год, то там – всего лишь на две недели и не более 20 книг за один раз. И еще только раз можно "продлить книги". В Ницце меня удивило то, что всего 45 тысяч книг находится на хранении в университетской библиотеке, а в нашей, как вы знаете, 1,5 миллиона книг.

Поскольку я возглавляю в университете участок работы, связанный с наукой, то на встречах с руководством этих двух вузов мы договорились о международном научном сотрудничестве – должен сказать, что это вызвало большой интерес у наших иностранных партнеров. И мне было приятно, что буквально на третий день после нашего возвращения я получил письмо от ректора Университета в Глазго с напоминанием и надеждой, в том числе о научном сотрудничестве.

Сейчас мы готовим пакет предложений для наших партнеров в Ницце и Глазго о сотрудничестве.

Работа только началась и продлится в течение трех лет. Встречи будут проходить попеременно в разных странах. В следующем году соберемся в Волгограде. Цель нашей работы, повторюсь, поставить дисциплины на английском языке – как зарубежные, так и наши разработки.

Кстати, в Ницце нам демонстрировали, как преподаватель читал лекцию для студентов, обучающихся в Тунисе. В идеале – и волгоградский студент сможет без проблем учиться в Ницце.

Записала
Оксана НОВИКОВА.

Стр. 3 из 11pdf