Читайте в новом выпуске Политехника:pdf

Заслужили

Золото и дипломы наши!

Газета Волгоградского государственного технического университетаДостойные награды получили работы ВолгГТУ на Всероссийском форуме "Образовательная среда–2005".

В конце сентября в Москве проходил Всероссийский форум "Образовательная среда–2005". Местом его проведения стал павильон №57 Всероссийского выставочного центра (ВВЦ). Волгоградскую область представляли семь участников – пять учреждений среднего образования и два высшего – ВолгГТУ и ВГПУ.

В рамках форума проводилась VII выставка-ярмарка "Современная образовательная среда" – кстати, крупнейшее в России мероприятие, посвященное средствам и технологиям обучения. А кроме того, здесь проходили II Всероссийская научно-практическая конференция "Образовательная среда сегодня и завтра", семинары, круглые столы, презентации, а также I Всероссийский конкурс научно-технических разработок.

На стенде ВолгГТУ были представлены презентации разработок в сфере информатизации образования и учебно-методические издания университета. Большой интерес к выставке проявил министр образования и науки А.Фурсенко.

Но особо хотелось бы сказать, что на Всероссийском форуме отмечены золотой медалью и дипломами работы нашего университета.

На ректорате

Есть о чем подумать

"Тема дня" двух заседаний

Газета Волгоградского государственного технического университетаНа последнем заседании ректората И.А. Новаков представил нового сотрудника – заместителя начальника отдела кадров С.Г. Аликова. При этом пояснил, что данная должность введена в штатное расписание временно – на период освоения и принятия им дел от нынешнего начальника отдела кадров, который собирается уйти на заслуженный отдых. Ранее Сергей Геннадьевич Аликов работал в милиции, где дослужился до звания полковника.

Этот эпизод стал своего рода прологом к разговору о кадровой политике. По словам ректора, ожидаются и другие изменения. В частности, некоторые доценты будут переведены с полной ставки на полставки. Настал момент, уточнил Новаков, осуществления кадровых изменений. Впрочем, проблема эта не первый раз поднималась на ректорате. Так, выступая на предыдущем заседании, ректор призвал усилить меры и требования ко всем преподавателям, в том числе и совместителям. Как видим, точка в этом вопросе не поставлена.

Не случайно другой "темой дня" обоих заседаний был вопрос о поступлениях, в том числе внебюджетных, или средствах, заработанных вузом. А это, прежде всего, связано с развитием образовательных и дополнительных услуг, что в условиях рыночных отношений становится особенно актуально. По оценке, прозвучавшей на ректорате, динамика поступлений средств за образовательный процесс положительная. Иначе говоря, денег за оказанные услуги стало поступать больше, причем, по многим наблюдается заметный рост. За образовательные услуги в целом он составил 23 процента. А в этом году планируется получить около 28 процентов. И в общем финансовая ситуация, как отметил ректор, неплохая.

Однако не все службы работают одинаково интенсивно. Если "первое и второе высшее образование" наращивают свои темпы, то, к примеру, довузовская подготовка оставляет желать лучшего, не полностью используют свои резервы инновационные структуры.

Похожая картина и по дополнительным услугам. Неспроста на прошлом заседании ректората заслушивался вопрос о расширении дополнительных услуг на ФТКМ и машфаке. На ФТКМ, например, только один учебный центр, и тот, по выражению И.А. Новакова, не очень блестяще работает. "Почему? При процветающем трубном заводе, "Красном Октябре"?! – справедливо недоумевал ректор.

По словам декана факультета Н.А. Зюбана, завод "Красный Октябрь" занял странную позицию – сначала сам вышел на их факультет, а потом переориентировался на МАСИС. Сейчас факультетовцы сотрудничают со сталеканатным заводом, включили в план две специализации – кузнецы и металловедение, заключили договор с колледжем по специализации литье черных и цветных металлов и "пытаются усилить отдачу на этом направлении".

На машфаке три центра подготовки кадров, но и они не достигли необходимой отдачи. А, к примеру, на ФАТе разработали план и будут вести подготовку кадров для горэлектротранспорта, есть договоренность с ЛУКОЙЛом. Или, например, Волжский филиал успешно работает с трубным заводом, экологической академией. Однако все выступавшие отметили, что пока недорабатывают в области информационной технологии. И пришли к общему выводу: над брэндом надо работать.

"Надо искать, где есть потребность в специалистах. Давайте направлять своих специалистов на стажировки, – подводя черту под обсуждением, сказал Новаков. – Без переподготовки нам не обеспечить бюджет", – добавил Иван Александрович.

Светлана ВАСИЛЬЕВА.

Только факты

Представители РАН с визитом в нам

В Волгограде на базе ВолгГТУ состоялась выездная сессия Научного совета по аналитической химии РАН. В работе сессии принимали участие представители Российской Академии наук (академик Ю.А. Золотов), Поволжского отделения НСАХРАН (профессор С.Н. Штыков), известные специалисты в области аналитического контроля продуктов химической индустрии. Вел заседание академик Ю.А. Золотов.

Программа сессии была весьма насыщенной и разнообразной. Помимо выступлений, члены НСАХРАН посетили крупнейшие химические предприятия региона, обменялись мнениями и провели консультации для представителей промышленных, фармацевтических и пищевых предприятий, и конечно же, для руководителей государственных органов аналитического контроля.

Только факты

Учиться нравственности

Два дня, 18–19 октября, в стенах нашего университета проходила научно-практическая конференция "Духовно-нравственное, патриотическое воспитание в учебных заведениях". В конференции также участвовали специалисты из МГУ (проф. Л.С. Гребнев), Уральского института бизнеса (проф. А.М. Миняйло), Московского педагогического университета (проф. Л.П. Гладких) и другие.

На конференции рассматривались актуальные вопросы воспитания молодежи, в том числе духовно-нравственного и патриотического, обсуждались проблемы организации, содержания и качества воспитания в образовательных учреждениях, состоялся также обмен опытом работы. Гости познакомились с ВолгГТУ, его историей, материально-технической базой, посетили памятные места города.

Не учебой единой

И физики, и лирики

Газета Волгоградского государственного технического университетаСостоялось заседание Комиссии по гуманитарному образованию и внеучебной работе университета под руководством проректора ВолгГТУ Р.М. Петруневой.

Одним из главных вопросов в повестке дня было формирование плана внеучебной работы на 2005–2006 учебный год. С информацией выступила председатель комиссии Раиса Маратовна Петрунева. Она ознакомила собравшихся с предстоящим объемом работы, особо обратив внимание на то, что привычное планирование на год дополнится ежемесячными планами. По мнению выступавшей, это позволит своевременно подготовиться к каждому мероприятию.

А в заделах комиссии есть и другие ноу-хау. Так, например, кроме традиционных, проводящихся ежегодно, мероприятий спортивно-оздоровительного и культурного направления планируется целый ряд новых. В частности, для проведения спортивных соревнований студентов и подготовки к ним арендованы атлетический зал и плавательный бассейн. И, кстати, на новой базе уже проведен День силача. Кроме того, для студентов ВолгГТУ, изучающих историю Отечества, предусмотрены экскурсии по памятным местам Волгограда. Надолго запомнятся студентам специалитета новогодние и выпускные вечера, которые будут организованы для них в клубе Ибиса. Это стало возможным, подчеркнула Петрунева, в результате поступления дополнительных денег из федерального бюджета.

В результате обсуждения план внеучебной работы на 2005–2006 учебный год был одобрен и утвержден.

Своего рода иллюстрацией к основному вопросу стали два последующих. Об итогах проведения выездной учебы студенческого актива и старост 1 курса, состоявшейся в первых числах октября на базе ГДОУ “Зеленая волна”, докладывал ведущий психолог ВолгГТУ Д.В. Воронков. Учеба проходила по нескольким направлениям и включала в себя занятия, преимущественно сочетающие теорию и практику. Например, ребята узнали о социальной защите студентов и основах практической социологии, познакомились с методиками организации и выпуска стенгазеты, а также организации культурно-массовой работы на факультете и в академической группе. Студактив университета постигал навыки управления студенческим коллективом и организации работы органов студенческого самоуправления, осваивал методику организации спортивно-массовой работы на факультете и в академической группе. Но, пожалуй, наибольший интерес у новоявленных лидеров вызвали тренинги: формирования коммуникативных умений и навыков и формирования команды.

Впрочем, однозначно утверждать, чему студактивисты отдали предпочтение, не приходится – ко всем занятиям они относились увлеченно. Надо также сказать, что занятия проводились не только специалистами отдела социологических исследований и внеучебной работы, но и представителями деканатов ФАТ и ФТКМ, а также студентами старших курсов – членами студсовета университета.

Разнообразно и интересно был организован досуг участников учебы. Это и конкурс стенгазет, и спортивные соревнования “Веселые старты”, и другие развлекательные мероприятия. Своими силами ребята подготовили концерт художественной самодеятельности.

По оценкам специалистов, учеба прошла успешно, все намеченное выполнено. Ну, а что касается бытовых условий и питания участников, то они были просто великолепны!

Другой яркой иллюстрацией внеучебной работы стал “День силача”. О том, как прошло это спортивное мероприятие, членов комиссии проинформировал председатель спортклуба А.В. Горбунов. Оно также состоялось 1–2 октября, только на турбазе “Нептун”. Наши студенты соревновались по четырем видам спорта: тяжелой атлетике, армреслингу, гиревому спорту и пауэрлифтингу. Состязались также по перетягиванию каната, причем, все соревнования начинались с истории этого вида спорта и показательных выступлений. Как отметил председатель спортклуба, соревнования прошли успешно, свою роль в этом сыграли необычные условия их проведения – свежий воздух, природа. В планах кафедры физвоспитания – проведение спортивной олимпиады в подобных условиях.

На заседании комиссии рассматривались и другие вопросы, касающиеся гуманитарного образования политеховцев.

Оксана НОВИКОВА.

Быт и нравы студгородка

Заметки о моде

или Чем ниже, тем интереснее

Какие сюрпризы готовит продвинутым барышням мода на брючки без пояса?

Невинному стремлению спустить их ниже бедер мешают ноги, на которых джинсы уже не держатся. Впрочем, их можно придерживать руками. Это не слишком удобно, но выглядит мило и напоминает далекое детство. Подтяжки позволят освободить руки и спустить штаны так, что верхняя часть станет ненужной. Постепенно она исчезнет, и джинсы трансформируются в коттоновые чулки на поясе.

А если быть серьезным, то определенные тенденции современной молодежной моды слишком далеко выходят за рамки приличия. Чрезмерно повысился уровень сексуального напряжения в обществе. Нормальный мужчина не может не реагировать на женщину, демонстрирующую первичные половые признаки. Такое провокационное поведение прямо воздействует на подсознание, которое разум почти не контролирует (в этом Фрейд был прав).

Всему есть время и место! Нормальный (подсознательный) интерес женщин к публичному полуобнажению всегда находил выход в предназначенных для этого местах – дискотеках, барах, клубах и так далее, причем, как правило, в вечернее время, поскольку днем людям свойственно заниматься делами, а не эротическими фантазиями. Поэтому в вечернем женском костюме допускались многие (но не все) элементы современной повседневной (!) одежды. В чем причина такой вакханалии? Среди многих сказок для нынешней молодежи есть и такая, что в прежние годы эротика была под запретом. Решительно отвергая это, приведу пример. Год окончания школы (1982-й) запомнился мне прекрасными девушками в обтягивающих джинсах и на изящных шпильках, а также дискотеками под фантастическую музыку Ottawan, где они сводили нас с ума, оставаясь при этом прилично одетыми.

Сегодня, к сожалению, полуголых девиц можно встретить практически во всех вузах страны. А не пора ли вернуть наших студенток в рамки приличия? Для начала следует поднять глаза и назвать вещи своими именами. Мы стесняемся, боимся оказаться в смешном положении, однако никто не снимал с преподавателей обязанность заботиться о сохранении нравственных ценностей общества, предусмотренную ст. 8 “Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании” (№ 125-ФЗ от 22.08.96).

Нет сомнения в том, что большинство студентов и студенток разделяют вышеизложенные взгляды. Но до каких же пор дурно воспитанное меньшинство будет навязывать нам свободу непристойности!?

Д.Б. ЗОТЬЕВ,
кандидат физ-мат. наук, докторант, доцент кафедры ПМ ВолГТУ.

Советы бывалого

Ликбез для первокурсника

Газета Волгоградского государственного технического университетаСмотрю на "новобранцев" в нашем университете, и накатывают воспоминания... Когда-то я тоже была первокурсницей. Ходила с широко раскрытыми от удивления глазами, приставала к вечно куда-то спешащим старшекурсникам с вопросами: а где корпус "Б"? как попасть в раздевалку? или где аудитория 404? Даже лекции учила не за три дня перед экзаменом, а после каждой проведенной пары! И в конкурсе первокурсников "КВГ" я тоже участвовала – самый большой провал года сейчас я вспоминаю с улыбкой. А как же я боялась первой сессии! Дни напролет учила, учила, учила...

Куда все это ушло? Растворилось в бурном течении студенческой жизни. Теперь я, как и другие, всегда куда-то спешу: на пару, в деканат, в читальный зал (не читать, нет! Ксерокопии я там делаю). Теперь мне более-менее понятно, что к чему в Политехе. А раньше...

"Мне учебник по философии не дали! Как же я теперь к зачету готовиться буду?!"

Сейчас я уже знаю, что к таким дисциплинам, как философия, культурология, история, лучше готовиться по лекциям. В учебниках слишком много информации, которую можно опустить и не учить, а в лекциях, которые давно составлены преподавателем, вся “шелуха” уже убрана, материал сжатый, но в то же время – емкий. Запомнил основное, а для более полного ответа можно добавлять свои собственные мысли по данной теме. Думаю, преподам нравится, когда студент не тупо зубрит, а разбирается в материале.

А учебники точно понадобится по физике, математике, химии. Если на лекции ты не подписал формулу, не озаглавил какой-либо закон или правило, в учебнике найдешь необходимое.

"Я ничего не успеваю и не понимаю! Вышка и инженерка для меня – дремучий лес! Я даже лекции не успеваю записывать! Как же я буду семестровую делать?!"

Ничего страшного в этом нет. Не переживай, через неделю-две ты привыкнешь к новому образу жизни, и времени у тебя будет достаточно, чтобы разобраться в материале или подготовиться к проверочной работе. Если же сложная дисциплина никак тебе не дается, не отчаивайся! Попроси кого-нибудь из группы или потока, кто хорошо разбирается в этом, объяснить непонятное. Не стесняйся, студенческая братия такова, что никогда не откажет в помощи другому!

Если ты переживаешь, правильно ли решена твоя семестровая работа, то, по секрету, скажу тебе, что количество вариантов заданий часто не превышает 30 видов (а иногда встречается всего 10 вариантов!). То есть, такая же семестровая находится у студента другой группы твоего потока. Узнай, у кого твой вариант (лучше всего у старосты), и в дальнейшем вы можете сверяться или помогать друг другу.

"Все домашние работы, которые нам задают, я не могу выполнить, так как на практических занятиях не улавливаю смысл решения. Что делать? Я не наберу допуск к экзамену!"

Каждый преподаватель обязан давать бесплатные консультации, на которых объясняет непонятый на практике материал. Если в начале занятий такого объявления не было, можешь сам попросить его о проведении консультации. Думаю, ты не один "плаваешь" по теме.

Если и от консультаций просветление не пришло, запишись на платные курсы "Интенсив" – они еще эффективнее, к тому же, можешь получить скидку на экзамене (если повезет с преподом)...

Ну, а если у тебя появятся еще какие-либо вопросы, не стесняйся узнавать ответы на них. В универе нет ни нянек, ни воспитателей, ни классных руководителей, зато здесь есть кураторы, секретари, зам. деканы, декан, в конце концов! Свыкайся с мыслью, что ты уже большой, учишься в вузе, где никто не будет спрашивать у тебя: "Тебе помочь? Ты все понял? Повторить?". Ты сможешь стать по-настоящему самостоятельным, только тогда, если сам будешь пробивать себе дорогу во взрослую жизнь. И в любой ситуации помни: ты не один, нас много! Удачи тебе, студент – 2005!

Юлия НЕСЕРИНА.

Опрос

Откуда вы больше всего узнали о Сталинградской битве?

Голосовать