Связь поколений неподвластно времени
Дети Войны. Поколение. Как мало их осталось. Как много они сделали для нас! Война не пощадила никого, дети взрослели на глазах, война показала цену жизни и горечь потерь, годы смертей и рождений, годы Победы…
Нам посчастливилось познакомиться с ветераном Великой Отечественной войны, смелой и храброй Надеждой Родионовной Марковой – человеком, который прошел всю войну и выжил, человеком, подвиг которого служит примером для нашего поколения.
В приятной обстановке, за кружкой чая Надежда Родионовна поделилась с нами историей своей жизни, которая не смогла оставить нас равнодушными.
Из рассказа Надежды Родионовны:
«Родилась я в 1922 году в Ярославле. Семья моя состояла из 6 человек: три брата и я, мама и папа работали на трикотажной фабрике. Окончив среднюю школу, поступила в техникум, мне нравилось там учиться. Но в 1942 году, как только мне исполнилось 20 лет, призвали в армию. Вместе со мной еще двух девочек из района направили в Красноярск, в Киевское училище связи, которое было эвакуировано в Сибирь. В этом училище мы обучались связи, а под осень нам сказали: «Девушки, мы направляем вас на фронт».
В начале войны мне приходилось очень тяжело, отца забрали начальником обороны, и мы остались одни, жили бедно, небольших родительских получек едва хватало на скудное пропитание, у нас ничего в запасе не было, даже куска хлеба. Еще в 41-м мы с мамой проезжали пять километров в день по направлению к Москве, к месту, где в то время был обмен, в основном что-то меняли на продовольствие, но у нас ничего не было… К вечеру мы приезжали домой и возвращались часто ни с чем. Нам везло, когда кушали мамины лепешки. Подрабатывая посудомойкой, мама приносила остатки еды и из них делала лепешки, которые пекла на буржуйке – так и питались. И вот осенью 1942 года, когда нас призвали на фронт, мы с девчонками с Перекопа как были вместе с самого начала, так и остались, ехали в товарных вагонах. В Новосибирске нас одели и обули, меня там сфотографировали, фото до сих пор хранится у меня.
Направили нас в 23-й гвардейский корпус 130-го отделения связи – так и проходила наша жизнь на фронте. Мы обслуживали Прибалтийский фронт, шестую армию. В Эстонии были, я познакомилась там с эстонкой – две сестрички были и совсем разные: одна ко мне относилась очень хорошо, а другая надменно. Жили они справно. Помню, сядут они за стол, картошку едят со свининой, да хоть бы раз пригласили.
Затем мы переехали в Белгород, там вели связь. Главнокомандующий объявил нам, нашему отделению связи, благодарность, и занес нас в красноармейскую книгу, подписанную самим Сталиным. Затем я вышла замуж, зарегистрировались с мужем в селе, там я поменяла фамилию: была Васильева, стала Маркова. Муж у меня хороший.
После Белгорода нас направили на Курскую дугу, там мы были долго, наши связисты вели связь с командным пунктом. Но в Прохоровке, там, где мы были, произошел ужасный случай: немецкий самолет каждый день летал и выискивал, гонялся за нами, а мы были в поле, и найти нас было не так уж и трудно, он следил за каждым человеком, догонял и убивал. И вот мы решили ночью переехать, было темно, ехали мы на грузовой машине, со мной были две девушки, тоже телеграфистки, но почему-то я села против хода машины, а остальные смотрели вперед. Девочки разговорились, а я сидела и смотрела вдаль, а потом вижу: издалека летит самолет, только рассветать стало, а он уже летел. Я сказала: «Товарищ командир, летит самолет!» Он быстро открыл нам двери и сказал бежать как можно дальше.
Весной таял снег, но еще лежал, и кое-где были черные пятна, я легла на землю, опустила голову и так боялась, что даже двинуться не могла. Лежу, уже прощаюсь со всеми родственниками, тут и самолет развернулся и начал стрелять по нам, пули засвистели, мимо меня пролетели три пули и не задели. Может быть это судьба, но я верю – это мой ангел-хранитель уберег меня.
После обстрела мы перебрались в стога сена, переждали до обеда и потом перебирались по два человека. Перебирались по снегу, земля везде ровная, нам было очень страшно. Росло маленькое дерево неподалеку, за ним я и спряталась. Был еще один случай: на следующий день, когда я уже была официально замужем и решила пойти поискать мужа, подруга сказала, что он на командном пункте.
Мы пошли по проводу от катушки, который был протянут к командному пункту. Пошли мы туда, самолет уже не летал, пришли мы, лесочек небольшой, заходим в него, и я увидела трех мертвых красноармейцев. «Машка, побежали», – крикнула напарнице, и мы побежали что есть сил. Еще какое-то мгновение, и мы бы не успели добежать до пункта, так бы и остались там. Только мы прибежали, командир говорит: «Садитесь, мы уезжаем». Вот какая была беспечная моя любовь. Уехали спокойно.
После переезда моего мужа перевели в Германию, в 445-й батальонный авиационный полк, а меня направили в запасной полк под Москвой в Петушки. Вскоре мне пришла телеграмма от мужа, в которой он звал меня в Германию. Я быстро собралась и пошла.
Иду я по дороге и слышу: «Внимание! Внимание! Война закончилась!» Радость переполняла меня, и я шла с довольной улыбкой на лице. Когда пришла на вокзал, оказалось, что билетов уже не было. Но я не растерялась и подошла к военным, которые стояли рядом. Разговорилась с ними, и они сказали, что могут меня провести с собой без билета. Выстроились в линию, я, пригнувшись, прошла в вагон, а после залезла на верхнюю полку, где меня и закрыли чемоданами. Так и проехали, проводница ни о чем не узнала.
Мы встретились с мужем в Берлине, а назад уже отправлялись так же, как и я приехала. Билетов опять не оказалась, и мы поехали с летчиками, которые направлялись в Москву за самолетами.
А потом я работала уже в городе. У меня две дочери, внуки, я довольна своей жизнью и горжусь тем, что помогла своей родине и выжила на войне. Иногда рисую, часто учу стихи».
Скоро Надежде Родионовне исполнится 95 лет. Она прожила достойную жизнь, и мы очень рады тому, что смогли побывать рядом с нашей героиней, помочь ей по хозяйству, попить с ней вместе чай. Нашему поколению надо ценить и уважать тех, кто, не жалея своей жизни, воевал на фронте за мирное будущее отчизны, за то, чтобы мы с вами жили, учились, любили и радовались синему небу и яркому солнцу. Так пусть же связь поколений будет нерушима, как нерушимо стремление к жизни всех тех, кто выжил.
Александр Беликов, гр. ПП-152,
Асель Султаналиева, гр. ПП-151,
Лина Гребенникова, гр. ПП-151.