Ответ на вызовы современности
В повестке дня заседания комиссии по гуманитарному образованию и воспитательной работе было всего три вопроса, но, как подчеркнула ее председатель, проректор Раиса Маратовна Петрунева, очень важных и актуальных.
Первый – о мероприятиях по противодействию идеологии экстремизма, с докладом по нему выступил доцент кафедры «Философия и право» Александр Николаевич Леонтьев.
Речь шла о том, как противодействовать столь опасному явлению в рамках учебного процесса. А перед докладчиком проректор Р.М. Петрунева пояснила, что эту задачу придется решать главным образом кафедрам социально-гуманитарного блока. И отметила, что Александр Николаевич уже проделал большую работу: проанализировав многие дисциплины, он определил, в какие из них можно ввести курс лекций и другие подобные мероприятия на обозначенную тему.
В начале доклада А.Н. Леонтьев дал определения, что такое терроризм и экстремизм с правовой точки зрения. В ФЗ «О противодействии терроризму» (п.1 ст.3) терроризм определяется как «идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий». И это очень опасно, пояснил политолог и правовед А.Н. Леонтьев: «Мы ведем войну, у которой нет границ». Экстремизм похож на терроризм, продолжил докладчик и тоже сослался на закон: «В соответствии с ФЗ «О противодействии экстремизму и экстремистской деятельности», экстремизм (экстремистская деятельность) – это: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни и т.п».
Иначе говоря, экстремизм и экстремистская деятельность в узком смысле – это незаконная деятельность, направленная на насильственное изменение государственного строя и на разжигание национальной розни. В общем, абстрактном смысле, экстремизм – это приверженность к крайним мерам, действиям, взглядам и решениям, которые противоречат закону.
«А как все это довести до сознания студентов?!» – задал риторический вопрос Александр Николаевич. И сам же на него ответил. По мнению докладчика, нельзя ограничиваться одной лекцией, надо действовать по всем возможным направлениям. А.Н. Леонтьев считает, что, допустим, курс лекций можно ввести в такие дисциплины, как «Философия», «История», «Социология», «Право» и др. При этом предполагаются разные формы проведения: это могут быть как курсы лекций, включая «лекцию вдвоем», семинары – для студентов, так и круглые столы – для преподавателей.
Речь на заседании также шла и о мероприятиях по противодействию экстремизму и терроризму во внеучебной деятельности. Большое внимание уделялось, в том числе, и просветительской работе. Ведущая роль отводилась гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся. Здесь проректор обратилась к заместителю декана химико-технологического факультета Геннадию Петровичу Духанину и попросила его поделиться своим опытом работы. Это и многочисленные встречи студентов факультета с ветеранами, защитниками Отечества, представителями силовых органов, а также ведущими специалистами по борьбе с наркотиками, ВИЧСПИДом, алкоголизмом и т.д. Рассказывая об этом, Г.П. Духанин акцентировал внимание на привлечении видового ряда к подобным мероприятиям: это может быть показ видеороликов, презентаций, демонстрация фильмов, фотовыставок, использование соответствующей атрибутики.
Особой гордостью ХТФ является традиционная акция «Гвоздики на снегу». После сдачи последнего экзамена зимней сессии – на так называемом экваторе – каждый год студенты химико-технологического факультета коллективно посещают памятные места, где возлагают красные гвоздики как дань памяти воинам, погибшим в боях за Сталинград. Чтобы охватить этой патриотической акцией как можно больше студентов, Г.П. Духанин предложил придать ей статус вузовской акции. А доцент кафедры русского языка на ФПИС Татьяна Леонидовна Сидорова предложила больше привлекать иностранных студентов к общественной работе – в студактив университета.
Второй вопрос был посвящен деятельности волонтерских объединений в регионе и Году добровольца (волонтера) РФ, по которому было два докладчика: начальник ОСИВР Д.В. Воронков и начальник ОВ и ВР ИАиС (ВолгГТУ) Р.А. Меняйлова. Первым выступил Дмитрий Валерьевич Воронков и начал свой доклад со статистики. В Волгоградской области зарегистрировано на сайте «Доброволец России» всего 266 волонтерских организаций, в том числе 15 – в ВолгГТУ, которые объединяют 500 обучающихся. В действительности же, к примеру, в нашем университете, их больше, однако не все волонтерские объединения зарегистрированы. На что председатель комиссии обратила внимание и сразу же предложила зарегистрироваться всем волонтерским объединениям вуза.
Регина Анатольевна рассказала о том, что созданный в институте в конце 2015 г. волонтерский отряд вырос с 30 человек до 143. Сегодня это активная команда волонтеров распределена на 5 групп, в их числе и поисковый отряд «Южный фронт», который насчитывает 28 человек. Из проводимых волонтерами мероприятий докладчик отметила открытые встречи с первокурсниками, «Уроки мужества», выставки артифактов, найденных на раскопках. Кроме того, волонтеры занимаются благотворительной деятельностью, посещают детские организации, помогают бывшим сотрудникам вуза, участвуют в посадке деревьев, уборке территорий, благоустройстве дворов и т. д.
И по третьему вопросу – о результатах конкурса по внеучебной работе между факультетами сделала сообщение специалист по УМР ОСИВР Елена Геннадьевна Алехина. Она проинформировала о промежуточных результатах, отметив, что из 10 факультетов отчеты предоставили более половины, остальные обещали представить в ближайшие дни. Оценивается работа факультетов по шести направлениям. Победителей ожидают премии: за первое место – 50 тысяч рублей, за второе – 30 тыс. руб. и за третье место – 20 тыс. рублей.
Светлана Васильева.
Фото Андрея Дебелого.