Встреча с защитником легендарного Дома Павлова
В начале февраля на электронный адрес редакции «Политехника» пришло письмо от бывшего воина-афганца Камилжона Уринбоева. На сайте, созданном специально к 70-летию Победы в Сталинградской битве, он прочел о воинах, оборонявших легендарный Дом Павлова. Последний оставшийся в живых защитник Камолжон Тургунов живет в Узбекистане, и как выяснил Камилжон, совсем недалеко от него. Вот как состоялась их встреча.
Накануне дня освобождения Сталинграда в Интернете прочитал интересную статью о легендарном Доме Павлова и об одном из его защитников – последнем живом ветеране Камолжоне Тургунове. Статья заинтриговала, оказалось, что Камолжон Тургунов живет около 80 км от моего дома, в соседней Наманганской области. Стало стыдно: как же так, столько лет я не знал про такого человека?!
Было решено в ближайшие выходные (9 февраля) поехать навестить дедушку Камолжона.
Когда подъехал к поселку Бордымкуль, где живет Камолжон Тургунов, спросил у первого встречного, как его найти.
– Вы откуда? – Ответил вопросом на вопрос молодой человек.
– Из Ферганы, – немного стесняясь, сказал я.
– Ах да, соседи, значит, пойдемте, покажу, тут недалеко. – Он на велосипеде поехал впереди моей машины.
После 1-2 минут езды остановился на узкой улице, показал ворота нашего героя и помахал рукой наудачу. Возле ворот стояла еще одна машина, остановился за ней. Невестка Камолжона Тургунова пригласила меня в дом, где сидели гости. Они уже уходили к моему приезду, и я остался наедине с дедушкой Камолжоном и его женой Машрабжон-опа. Камолжон-ота рассказал мне, как трудно проходило его детство, как он отправился на войну, о тех великих сражениях:
– До войны я работал в колхозе с отцом, занимались вспашкой с помощью быка. Очень трудные времена были. За рабочий день давали около килограмма пшена и то, после очистки оставалось где-то с полкило. На всю семью пекли 2 котирмы толщиной с лист бумаги. Эта такая лепешка, готовится на топленом казане без масла, так как масла вообще не было. Отец поровну делил эти лепешки на всех семерых членов семьи. Больше нечего было кушать. Мы – дети – иногда ходили по садам, где можно было найти хоть одну-две семечки от урюка. После 1935 года немного поправился наш колхоз, выдача пайков несколько увеличилась. Во время постройки Большого Ферганского канала обеспечение стало еще лучше, хорошо кормили, организовывали концерты, для нас это был настоящий праздник. Потом началась война. Поехал я на фронт в конце 1941 года в составе конного отряда, сформированного уже здесь, тренировались 4 месяца, отправились эшелоном. На Сталинградском фронте меня перевели в 42 полк 13 гвардейской стрелковой дивизии. Труднее всего было под Сталинградом и в Харькове…
Камолжон-ота вернулся домой только в 1947 году, после длительного лечения от полученной тяжелой травмы ноги. В 1949 году женился. Вырастили 10 детей – 4 сыновей и 6 дочерей. Зину (прим. ред. – Зинаиду Петровну Андрееву (Селезневу) – девочку, родившуюся в Доме Павлова в 1942 году), Камолжон-ота считает еще одной своей дочерью. Показали мне и семейные альбомы, в том числе фотографии с Зинаидой Петровной.
Машрабжон-опа тоже с удовольствием рассказывала, как 3 раза ездила с мужем в Волгоград, посетила музей-панораму, многочисленные памятники героям и даже побывала в Доме Павлова, где воевал и выжил ее муж. При этом она не смогла удержать слезы, и все время повторяла: «Не дай Аллах такого никому, не дай…».
Мне не хотелось уходить из дома таких замечательных людей, но и не хотелось утомлять их своими бесконечными вопросами. Сфотографировались на память, обменялись телефонами, и я получил приглашение на день рождениия дедушки Камолжона, который он отметит совсем скоро – 15 марта.
А пока поздравляю всех ветеранов, жителей Волгограда и трудовой коллектив ВолгГТУ с Днем защитника Отечества! Дай вам Бог крепкого здоровья, долгих лет жизни, мирного неба над головой, счастья детям, внукам и правнукам! Низкий поклон всем ветеранам, огромное спасибо за Победу, за мирную жизнь, за наших детей и внуков!
Камилжон Уринбоев.
Февраль 2013 года. Фергана.