Портрет студента-политехника в научном интерьере
Задавшись этим вопросом, мы решили найти ответ. При поддержке СНТО и содействии психолого-социологической службы ВолгГТУ научным сектором студенческого совета была составлена анкета для проведения социологического опроса по данной теме. В анкетировании приняли участие 296 студентов младших курсов всех факультетов.
Каковы же результаты? И каков портрет среднестатистического студента?
Итак, до поступления в вуз около 30% опрошенных были вовлечены в школьную исследовательскую работу. Практически половина (около 50 % из числа опрошенных) осознают всю значимость симбиотического сосуществования прикладных и фундаментальных научных исследований.
Средней оценкой сегодняшнего состояния отечественной науки, по представлениям студентов, является «удовлетворительно» или «хорошо». 23 студентов понимают важность научной деятельности, но 13 студентов относятся индифферентно к ее существованию. О причинах такого отношения можно только гадать.
А вот ответы на традиционный вопрос, почему для обучения выбран именно политех, вполне предсказуемы. Каждый десятый студент, отвечающий на вопрос: «Чем Вы руководствовались, выбирая факультет при поступлении?», идет по стопам своих родителей, 10% опрошенных ответили: было легко поступить. Большинство же студентов считают, что образование в нашем университете качественное, и выбрали его потому, что их будущая профессия, как они убеждены, будет востребованной.
Что касается выбора специальности, здесь статистика такая. 50% студентов, обучающихся на младших курсах, не определились со своей специализацией. Другая половина студентов не знают, придется им работать по своей специальности или нет. 80% студентов младших курсов не знают, какие научные исследования проводят профилирующие кафедры их родных факультетов.
Однако же большинству из них хотелось бы восполнить эти пробелы. Так, 62% студентов желают знать больше о научной деятельности их родного факультета, а 27% – не определилось со своим желанием.
В целом же картина получается следующая. 13% опрошенных студентов хотели бы заниматься научной работой, 30% – пока не определились, 28% – еще не задумывались об этом, а 13% респондентов не желают заниматься научной работой вовсе.
Более того, 13% студентов хотят продолжить научную деятельность, 50% студентам научная работа интересна, а вот 24% студентов будут ею заниматься, если им поставят зачет или экзамен. Вместе с тем 27% студентов собираются поступать в аспирантуру, 50% пока затрудняются ответить.
И вот каким получился портрет среднестатистического студента-политехника. Это человек адекватно оценивающий складывающиеся реалии. Ему интересна, его привлекает необычность научной деятельности, он легок на подъем. Но он не обладает четко выраженной мотивацией, чтобы заниматься наукой с позиции «философского вопроса». Одним словом, современный студент – человек-стимул.
Качественная наука требует качественного отношения к ней, в противном же случае она превращается в рутину и никакими материальными стимулами студент не заставит себя поставить научный вопрос и ответить на него с должной глубиной и знанием дела.
Александр Леонард,
отв. за научно-исследовательский сектор студсовета ВолгГТУ.
Самые популярные среди студентов источники информации это:
• знакомые или сайт университета (I место);
• сайт факультета (II место);
• газета «Политехник» (III место).
Средний рейтинг студентов, принявших участие в анкетировании, – 83 балла.