Пол результатам соцопроса

«Самовыражение студентов не должно заканчиваться КВН...»

«Самовыражение студентов не должно заканчиваться КВН...»Психолого-социологическая служба университета была создана в 1995 году. Позже она влилась в отдел социальных исследований и внеучебной работы. Основные направления деятельности:
– Работа с первокурсниками;
– Формирование благоприятного социально-психологического микроклимата внутри вузовского коллектива;
– Проведение прикладных социологических исследований по различным аспектам;
– Осуществление деятельности по профилактике девиаций среди студентов;
– Помощь в организации студенческого самоуправления;
– Методическая помощь преподавательскому составу университета.

От вчерашних школьников до выпускников

На основе конкретных социологических данных специалисты ПСС поставили перед собой задачу: изучить потребность студентов в наличии воспитательного компонента в структуре деятельности вуза. Кроме того, они хотели выявить подразделения вуза, воспитательная работа которых наиболее заметна студентам, а также выяснить место и роль органов студенческого самоуправления в воспитательном процессе вуза.

В опросе приняли участие около 400 студентов 1–4 курсов всех семи дневных факультетов ВолгГТУ, которым и были розданы анкеты. Надо заметить, что эта аудитория выбрана исследователями неслучайно. Как сказали специалисты, им было интересно узнать мнение первокурсников, как вчерашних выпускников школы, которые только начали свое обучение в вузе. У студентов же старших курсов – за плечами определенный опыт обучения и участия во внеучебной жизни вуза, следовательно, они в состоянии представить всю сложную мозаичную картину вузовского образования и воспитания.

Проведенный в ходе исследования количественный анализ полученных данных позволил специалистам сделать следующие выводы.

Была бы среда. Благоприятная

По мнению большинства опрошенных студентов, понятие «воспитательная работа в вузе» содержит целый ряд составляющих. Это, в частности, создание благоприятной среды, позволяющей максимально реализовать способности и дарования каждого студента (так считают без малого 47% опрошенных. Для сравнения: в 2005 г. было немногим более 51%). Или, например, подготовка высокопрофессиональной и культурной личности специалиста – таково мнение чуть более 36% респондентов (в 2005 г. так считали 36,88%). В числе наиболее важных моментов отмечалось также стимулирование процесса самопознания, саморазвития, самовоспитания и стремления к индивидуальности, самостоятельности. Об этом высказались 37,3% респондентов (в 2005 г. было 31,69%). Среди составляющих воспитательной работы в вузах назывались также лекции, беседы преподавателей со студентами на жизненно важные темы (29,1% респондентов; в 2005 г. было 31,17%) и содействие адаптации студентов к динамичной внешней среде (таково мнение 21,6% респондентов и, соответственно, 20,26%).

Основная масса опрошенных студентов не считает, что воспитательная работа в вузе должна содержать контроль и управление деятельностью студентов со стороны администрации вуза.

Что характерно, 70,6% опрошенных студентов считают, что воспитательная работа в вузе нужна (в 2005 г. так считали 76,1% респондентов). Но если для студентов первого курса более важны поддержка и совет, то студенты старших курсов считают, что в некоторых вопросах необходим определенный нажим со стороны старшего поколения (освоение профессиональной этики и ценностей, передача профессионального опыта, профилактика отклонений в поведении и др.).

На первом месте – деканаты

Однако есть и такие студенты, которые убеждены, что воспитательная работа в вузе бессмысленна и даже вредна. Их немного – всего лишь 4,3%, причем среди них нет ни одной девушки (в 2005 г. так считали 5,97% респондентов).

Любопытно, что при ответе на вопрос: «Какие подразделения нашего университета участвуют в воспитательной работе со студентами?», опрошенные чаще упоминали деканаты (48,4%; в 2005 г. – 47,79%), кураторов академических групп (29,3%; в 2005 г. – 22,34%), студенческий клуб (26,1%; в 2005 г. – 28,83%), профком студентов (24,3%; в 2005 г. – 23,64%), газету «Политехник» (24,1%; в 2005 г. – 14,5%), спортивный клуб (22,6% и 21,82%), психолого-социологическую службу (20,8%) и кафедры социально-гуманитарного блока (20,3%; в 2005 г. – 21,30%).

Хотелось бы сказать о том, что существующие не так давно студенческие советы факультетов вносят свой вклад в воспитательную работу (это отмечают 16,0% респондентов; 15,58% – в 2005 г.). Другие подразделения, участвующие в воспитательной работе: выпускающие кафедры, кафедры естественнонаучного и общепрофессионального блоков, музей истории университета, библиотека, студенческое научно-техническое общество, студенческие советы общежитий, и т.д. студенты отмечают реже.

Нет наркотикам!..

Однако, подчеркивают специалисты, огорчает тот факт, что в учебном процессе воспитательные моменты (освещение нравственных, психолого-педагогических, этических, мировоззренческих аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов, исторических, культурологических, региональных аспектов и т.п.) студенты замечают очень редко; а 38,3% респондентов не замечают их вовсе.

В то же время весьма значительная часть опрошенных студентов (70,7%) считают необходимой работу по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании, венерических заболеваний, ВИЧСПИД-инфекции и инфекционных гепатитов. А среди первокурсников такого мнения придерживаются еще больше – 78,6%.

Все КВН да КВГ

В прошедшем учебном году 8,0% опрошенных студентов принимали участие в студенческих научных конференциях, 14,3% – в предметных олимпиадах, 29,3% – в спортивных соревнованиях, 36,3% – в культурно-массовых мероприятиях. А вот 25,3% студентов не принимали участия ни в каких мероприятиях, проводившихся в вузе.

Следует также обратить внимание на роль органов студенческого самоуправления. Структуры, с которыми наиболее часто приходилось взаимодействовать опрошенным студентам: профком студентов (62,9%; в 2005 г. – 69,87%), студенческий клуб (38,3%, соответственно, 49,35%), спортивный клуб (32,1% и 37,14%), студенческие советы факультетов (23,8% и 17,92%). И это вполне объяснимо, если учесть, что с профкомом связано осуществление социальной помощи студентам, а со студклубом и спортклубом – организация досуга.

Радует тот факт, что значительно увеличилось количество студентов, взаимодействующих со студсоветами факультетов.

При ответе на открытый вопрос «Какие мероприятия, проведенные органами студенческого самоуправления, Вы можете вспомнить?» наиболее часто упоминались следующие: игры КВН, конкурс для первокурсников «Кто во что горазд», чемпионат по футболу, лекции о наркомании, по профилактике СПИДа, конкурсы «Мисс Политех» и «Мистер Политех», «Лучший профорг», конкурс стенгазет.

Один – с плошкой, семеро – с ложкой

72,4% (70,65% – в 2005 г.) респондентов считают, что участие в работе органов студенческого самоуправления помогает формированию личности молодых людей, воспитанию социально важных качеств личности (социальная активность, гражданская позиция, ответственность, коммуникативность и др.); среди опрошенных студентов 1 курса такого мнения придерживаются 80,7%, а среди опрошенных девушек – 84,1%.

Несмотря на это, всего 36,6% (30,13% – в 2005 г.) респондентов хотели бы участвовать во внеучебной деятельности университета (в органах студенческого самоуправления, в кружках художественной самодеятельности, спортивных секциях, факультетских редколлегиях, отрядах правопорядка, волонтерских группах и т.п.). Среди студентов первого курса, однако, этот показатель заметно выше – 43,4%.

Степень участия органов студенческого самоуправления (профком, студклуб, спортклуб, студсоветы и др.) во внутривузовской жизни 35,6% опрошенных студентов оценивают удовлетворительно, отмечая эпизодическое их участие в общественной жизни и отсутствие системности. 29,6% респондентов оценивают степень участия органов студенческого самоуправления во внутривузовской жизни хорошо, признавая их участие во многих аспектах внутривузовской жизни (причем, среди опрошенных девушек такого мнения придерживаются 42,1%).

Мнение одного из ответивших о студенческом совете университета: «Студсовет страдает некоторой односторонностью, в его интересы входит культурная, социальная и в целом развлекательная сторона вопроса, в то время как наука ни коим образом не затрагивается».

Другой студент отмечает: «Самовыражение студентов не должно заканчиваться КВН, СТЭМом и газетами».

И к каким же выводам пришли специалисты?

Таким образом, очевидно, что студенты ВолгГТУ являются довольно активными субъектами воспитания: имеют собственное представление о содержании воспитательной работы в вузе, видят и понимают механизмы воспитательных воздействий преподавателей и администрации, не возражают даже против некоторого «нажима» со стороны старшего поколения.

Но огорчает, что в своей массе они видят воспитание только с одной стороны – как воздействие старших – и принимают в этом процессе пассивную сторону, хотя, по сравнению с опросом 2005 г. активность студентов несколько возросла.

Согласно современным исследованиям в области психологии, во взрослом возрасте на первое место выступают процессы САМОвоспитания и САМОобразования. Следовательно, задача всего педагогического коллектива университета состоит в создании в учебном и воспитательном процессе ситуаций, где будут востребованы такие качества личности, как САМОстоятельность, творчество, САМОдеятельность и прочее. Другими словами, необходимо развивать через систему учебных и внеучебных мероприятий различные виды активности студентов (учебной, научной, общественной и т.п.).


Образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим развитие физически и нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.

Проведенный в 2001 году психолого-социологической службой ВолгГТУ экспресс-опрос преподавателей о необходимости воспитательной работы со студентами показал следующее:

– 70,2% опрошенных преподавателей университета связывают рост числа наркоманов, ВИЧ инфицированных, правонарушителей среди молодежи с отсутствием плановой целенаправленной воспитательной работы в вузах;

– 93,0% респондентов уверенны, что высшая школа наряду с предметной подготовкой обязательно должна заниматься воспитанием будущих специалистов;

– 72,8% опрошенных считают, что заниматься воспитанием студентов в структуре вуза должны, наряду с преподавателями, специальные службы;

– 74,6% преподавателей готовы участвовать в воспитательном процессе совместно с соответствующими службами.

Практика показывает, что внеучебная деятельность создает условия и стимулы развития личности студентов. Становится все более очевидной необходимость активизации этого вида вузовской деятельности еще и потому, что, повышая общую культуру студентов, вуз расширяет не только профессиональные возможности своих выпускников, но и помогает им сформироваться и проявить себя полноценными гражданами. Важно научить молодых людей верно сочетать индивидуальные интересы с общественными.

В организации воспитательного процесса важно и то, как сами студенты оценивают необходимость и роль воспитания в вузе. С этой целью в 2005 г. психолого-социологической службой был проведен опрос мнения студентов, были сделаны определенные выводы.

В 2007 году проведен повторный опрос студентов на эту же тему.

Материалы предоставлены психолого-социологической службой ВолгГТУ.

Стр. 6 из 11pdf