Край родной навек любимый...
Незадолго до нового года в стенах нашего университета прошли первые Краеведческие чтения «Край родной, навек любимый…» Их участниками стали как студенты ВолгГТУ, так и гости университета, прибывшие из Волжского и Камышина. В этих чтениях участвовала и Ирина ЛАТУШКИНА, студентка гр. АТ-417 ФАТа, лауреат 3 степени. Предоставляем ей слово.
Для этой конференции я решила исследовать очень, на мой взгляд, актуальную тему. А именно: «Социальная экология в ВолгГТУ: история, традиции, внутренний уклад в оценках студентов и преподавателей».
Основной целью моего исследования являлось изучение роли истории, традиций, участия во внутривузовской жизни, патриотического отношения к родному факультету, вузу, стране для создания позитивной атмосферы, способствующей формированию здоровой социальной экологии в ВолгГТУ. Объектом исследования явились студенты университета 4 курса дневной формы обучения ФАТ ВолгГТУ. При помощи анкетного опроса 70 студентов, а также интервью преподавателей и сотрудников вуза мне удалось понять, что вызывает гордость за свой родной вуз, а что еще необходимо сделать для улучшения жизненной среды (социальной экологии) в ВолгГТУ.
Несомненно, для формирования здоровой социальной экологии внутри вуза необходимо создание благоприятной психофизиологической атмосферы, максимального насыщения жизни университета.
Университет оказывает огромное воздействие на жизнь всего общества, и делает он это через человека-выпускника вуза, который становится специалистом и получает право быть руководителем коллектива. И от его профессиональной компетенции зависит очень многое, а профессиональная некомпетенция руководителя может повлечь невосполнимые материальные и моральные издержки. Но не менее невосполнимые потери общество несет и тогда, когда руководитель-специалист оказывается не на высоте как руководитель-человек, т. е. когда высшая школа в силу тех или иных причин не привила ему, не воспитала в нем человеческие качества.
По моему мнению, главной задачей университета, как института общества, является стремление сделать все, чтобы каждый выпускник овладел этой главной «профессией» – быть человеком с высоким уровнем духовности и нравственности. Стать патриотом своей страны, своего университета, факультета со знанием и осмыслением корней, т.е. многовековой истории и традиций культуры и искусства.
Об истории и традициях Волгоградского государственного технического университета мне поведал хранитель музея ветеран Великой Отечественной войны, майор в отставке Борис Николаевич Улько.
По словам Бориса Николаевича, экскурсионная работа со студентами в музее – самая первая и очень важная традиция университета, которая была, есть и будет жива в стенах вуза. Другой, не менее важной, является традиция в области подготовки высококвалифицированных специалистов: «университет – это кузница кадров». Из года в год совершенствуется работа аспирантуры и докторантуры.
А что вызывает в вас гордость за ВолгГТУ, ваш факультет?!
По данным социологического опроса среди студентов 4 курса ФАТ, 60% ответили: то, что среди выпускников вуза очень много известных успешных людей, занимающих высокие должности во всех сферах жизнедеятельности. Черту под этими мнениями подвел к.т.н., доцент кафедры «Автомобильные перевозки» Ширяев С.А: «Я горжусь тем, что люди, которых мы учим, достигают высот во всех институтах жизни – это есть гордость и престиж вуза».
20% опрошенных студентов гордятся тем, что ВолгГТУ является ведущим техническим вузом города, общим положением вуза в системе всего высшего образования.
Гордятся авторитетными и именитыми в научном мире преподавателями 15% студентов.
И 5% гордятся внешним и внутренним видом учебных корпусов университета.
Таким образом, гордость за достойный выпуск квалифицированных специалистов стала традицией, причем, как среди старшего поколения преподавателей, так и среди студентов.
Немаловажным фактором в создании здоровой обстановки на факультетах, в вузе является то, что с каждым годом открываются все новые востребованные в современном мире специальности. На вопрос «почему выбор пал на ВолгГТУ, ФАТ?» студенты практически единогласно (80%) ответили, что из-за хорошей перспективы. 20% пошли учиться по стопам родителей и близких, что так же говорит о высоком уровне университета. Среди преподавателей наблюдается такая же тенденция. Так, Сергей Александрович Ширяев пошел учиться в политехнический институт по стопам своего отца Александра Михайловича, тоже выпускника, а потом и работника института.
Еще одной традицией вуза Б.Н.Улько считает возрождение творческой самодеятельности, которое проводится под руководством Петруневой Раисы Маратовны, курирующей гуманитарную и воспитательную работу. Причем воспитательная работа в университете теперь в обязательном порядке входит в аттестацию вуза. Благоприятную атмосферу в техническом университете создают также встречи студентов, преподавателей и ветеранов Великой Отечественной войны. Проводятся на базе университета чествования юбиляров, участников ВОВ и ветеранов труда. Доброе отношение к ветеранам создает позитивное настроение не только у самих ветеранов, оно передается и всему коллективу вуза. Статистические данные подтвердили, что для создания благоприятной атмосферы в университете, а значит, и создания здоровой социальной экологии необходимо:
1. проведение интересных мероприятий;
2. доброжелательность преподавателей;
3. хороший ремонт корпусов и аудиторий университета.
Одним из моих вопросов был таким: «Участвуете ли вы в спортивной и общественной жизни вуза, посещаете ли развлекательные мероприятия?». Не участвуют в спортивной жизни, но с удовольствием посещают развлекательные мероприятия 50% опрошенных студентов; 30% – участвуют в спортивной и общественной жизни вуза; 15% – не участвуют никак, но хотели бы. И только 5% не участвуют нигде, не посещают мероприятий и даже этого не желают.
Что касается традиций, большинство студентов ответили, что их знают, но не соблюдают. На мой взгляд, это связано с отсутствием массовых мероприятий по данной теме. Экскурсии в музеи института, к сожалению, проводятся только на 1 курсе. По моему убеждению, такие уроки должны быть на протяжении всего срока обучения, так как с каждым годом проводятся новые научные исследования, открываются новые страницы истории, требующие внимания.
Я считаю, что несмотря на значительную работу, проделанную в данном направлении, здоровая социальная экология вуза не сформирована до конца. 65% опрошенных студентов ответили, что без удовольствия идут в университет, но такая ситуация не устраивает их и хотелось бы её изменить.
Объединив все предложения студентов и мои собственные идеи, были сформированы следующие пожелания по созданию наиболее позитивной и благоприятной атмосферы в Волгоградском государственном техническом университете:
1. ужесточить меры наказания за курение в корпусах вуза, что будет способствовать созданию здоровой среды;
2. улучшить освещение (естественное и искусственное), особенно в корпусе Б;
3. во всех корпусах организовать зоны отдыха – установить в коридорах скамейки, либо диваны, эстетически оформить стены картинами, цветами. Озеленить наш вуз не только снаружи, но и изнутри;
4. большинство студентов и преподавателей выразили желание создать на территории вуза уютный внутренний дворик – место культурного общения студентов, преподавателей, отдыха на свежем воздухе;
5. обеспечить достаточное количество посадочных мест в аудиториях, т.к. чаще всего аудитории переполнены, приходится сидеть на занятиях в стесненном положении (по 3-4 человека), что абсолютно не способствуют качеству освоения материала;
6. для продажи штучной продукции установить стеклянные витрины или упаковывать продукцию для защиты от пыли и микробов;
7. разработать программу по предоставлению витаминных (энергетических) обедов. На мой взгляд, в этом вопросе должно быть государственное регулирование для поддержания здоровья молодежи;
8. необходимо увеличить время отдыха, создать новые спортивные площадки. Например, поставить столы для настольного тенниса, в который можно будет поиграть на перерыве. Такой отдых будет самым продуктивным.