Общий вклад в Победу
Предлагаем вам материал, основанный на официальных документах и воспоминаниях, о том, как жил и работал Сталинградский механический институт (ныне ВолгГТУ) в годы Великой Отечественной Войны, какой вклад в общую Победу вносили студенты и сотрудники СМИ.
Мирная жизнь Сталинграда, как и всего Советского Союза, оборвалась 22 июня 1941 года. Сталинградские предприятия перешли на выпуск исключительно продукции военного назначения. Ушедших на фронт мужчин у станков заменили женщины и подростки. А 17 июля 1942 года для Сталинграда началась самая кровавая страница его истории – Сталинградская битва, которая унесла более миллиона жизней только со стороны СССР.
Сохранились воспоминания студентов и преподавателей Сталинградского механического института, из которых известно о самом деятельном участии коллектива вуза в обороне Сталинграда: более 500 человек трудились на строительстве эскарпов – противотанковых и противотранспортных земляных заграждений в виде двух-трехметрового крутого среза ската возвышенности, оборонительных сооружений вокруг города, и 50 укрепленных огневых точек, принимали участие в составе ополчения в обороне тракторного завода, собирали денежные средства и теплые вещи для фронта.
В первые дни войны на фронт ушли добровольцами более 500 студентов и аспирантов, 70 сотрудников и 25 преподавателей. В целях подготовки инженеров для танковой промышленности и производства артиллерийских орудий в вузе был организован танковый факультет.
В результате страшной бомбардировки Сталинграда 23 августа 1942 года были утрачены многие научные артефакты, принадлежавшие кафедрам вуза: монографии, рукописи, архив курсовых проектов, ученые записки и ряд других ценных материалов.
С 24 по 26 августа 1942 года была организована эвакуация преподавателей и студентов СМИ в г. Челябинск. В Челябинске для учебного процесса было предоставлено недостроенное здание универсального магазина, и 7 декабря 1942 г. в нем начались занятия. Позже институту было выделено другое «учебное помещение из 10 комнат в здании железнодорожной школы № 4 – вечно холодное и антисанитарное, плохо приспособленное для работы».
Несмотря на тяжелые условия жизни в эвакуации, руководство вуза смогло сохранить численность основного профессорско-преподавательского состава и достаточно успешно провести набор студентов на новый 19421943 учебный год. В 1941-1944 гг. учебно-научной работой в СМИ руководил проф. В.А. Добровольский. Согласно приказу народного комиссара танковой промышленности были организованы учебный процесс и научно-исследовательская деятельность, которая в военные годы была полностью ориентирована на интересы фронта.
Около половины заводов, эвакуированных из европейской части СССР, представляли собой недоукомплектованное оборудование, которое предстояло разместить и ввести в строй. Наиболее эффективным решением в условиях военного времени было не создание новых предприятий, а эффективное использование уже существующих эвакуированных производственных мощностей.
В обычное время в такой ситуации старое оборудование списывали с баланса, но в военное время это было бы расценено как преступление, поэтому инженерно-технические работники всеми силами старались продлить срок службы старого оборудования и поддерживали его ремонтом в работоспособном состоянии.
Коллектив института также готовил кадры для Красной армии. Кафедры колесно-гусеничных машин и двигателей внутреннего сгорания подготовили за годы войны более тысячи танкистов для запасных воинских частей, около 300 радистов. Для работы на полях Сталинградской области было обучено 360 трактористов-студентов.
Победа Советской Армии под Сталинградом 2 февраля 1943 года явилась началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, и СМИ получил реальную возможность вернуться в родной город. Город лежал в руинах и, казалось, уже никогда не возродится. Но уже 23 февраля того же 1943 года Председатель государственного комитета обороны И.В. Сталин издает постановление № 2933 «О восстановлении производства танков и тракторов на СТЗ». На основании распоряжения СНК СССР от 3 ноября 1941 года № 10040 в Сталинградском механическом институте в Челябинске без защиты дипломных проектов были направлены на тракторостроительные предприятия Сталинграда 36 выпускников-инженеров.
А Сталинград в этот период лежал в руинах. В живых из 500-тысячного довоенного населения осталось около 35 тыс. жителей. Но до Победы было еще далеко, и основные материальные и людские ресурсы использовались для восстановления оборонной промышленности. Практически сразу после разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом возобновил свою работу Сталинградский тракторный завод: приступил к ремонту и выпуску запасных частей для танков Т-34 и дизельных двигателей В-2. Большая часть сталинградских заводов также возобновила работу в 1943 году, а уже в 1944 году с конвейера СТЗ сошли первые собранные танки и трактора.
За годы Великой Отечественной войны институт выпустил 91 специалиста по колесно-гусеничным машинам; 57 – по двигателям внутреннего сгорания; 80 технологов машиностроения; 46 специалистов в области артиллерии; 14 – в области литейного дела; всего – 288 инженеров, которые трудились на предприятиях по распределению НКТП.
В декабре 1944 года 62 сотрудника, преподавателя и студента были награждены медалью «За оборону Сталинграда», в августе 1946 года 40 преподавателей и сотрудников награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». В Приказе № 20 Верховного главнокомандующего от 1 мая 1945 года Сталинград (также как Ленинград, Севастополь и Одесса) официально был назван городом-героем.
По материалам буклета «90 лет ВолгГТУ: на пороге столетия».