От научных исследований до экспорта услуг
О международной деятельности вуза докладывал проректор А.В. Навроцкий
Международная деятельность нашего университета держится на трех китах — это сотрудничество в научных исследованиях, создании и модернизации образовательных программ, а также экспорт образовательных услуг. За последнее пятилетие она особенно активизировалась. К 2007 году было достигнуто примерно 40 партнерских договоров и соглашений. Университет все больше привлекает внимание иностранных партнеров, заметно увеличилось число зарубежных делегаций, посетивших ВолгГТУ. При этом предметом обсуждения многих делегаций стали: тема научного сотрудничества, лекции и презентации для наших ученых и студентов. На этих основных вопросах и акцентировал внимание слушателей проректор по учебной работе А.В. Навроцкий.
Сотрудники университета продолжают активно участвовать в международных конференциях, в том числе за рубежом, и публиковать результаты исследований в зарубежных изданиях. По мнению докладчика, вопросам публикаций и особенно в ведущих международных изданиях следует уделять особое внимание. И он привел следующие данные. Ученые университета начали публиковать статьи за рубежом в 1969 году, однако это были всего лишь единицы. Но с 92-го статьи публиковались ежегодно, а с 98-го – более десяти в год. И только в прошлом году было опубликовано за рубежом 39 статей.
Инструменты познания
Любопытным представляется и распределение публикаций по отраслям науки. Наиболее активно проявили себя научные школы в области машиностроения, транспорта, материаловедения, химии и физико-математических наук, которые публикуют свои результаты в зарубежных журналах. Несколько непонятен, заметил выступавший, факт минимального числа публикаций по информационным технологиям. Целый ряд кафедр ведет исследования в этой области, только за 2007 год прошло два семинара на английском языке, ряд сотрудников, аспирантов и студентов выезжали на стажировки. Так что есть основания полагать, что их зарубежные публикации появятся в ближайшем будущем.
По словам докладчика, количество и качество статей в международных журналах является одним из важнейших факторов, инструментов и показателей научного признания. Он выразил уверенность, что наличие таких публикаций является необходимым условием поиска партнеров и участия в международных научных программах. Обозначив задачу увеличить число публикаций в международных журналах, проректор А.В. Навроцкий заметил, что это предполагается пятилетним планом развития вуза.
В настоящее время наш университет сотрудничает с вузами и организациями 15 государств мира по 40 договорам и соглашениям. Наиболее активные 20 контактов – это и совместные исследования, и стажировки, и подача заявок на финансирование совместных проектов. «Именно выполнение совместных проектов и может служить основой и движителем научного сотрудничества нашего университета, поскольку проект – это цель, мероприятия, согласованные всеми участниками, а также финансовые средства на их осуществления. Зарубежные публикации и расширяющиеся контакты – необходимые условия подачи заявок на проекты», – подчеркнул докладчик.
«К сожалению, в последние годы мы не имеем научных проектов, финансируемых международными программами. Поэтому следует отдельно остановиться на основных инструментах финансирования международных научных проектов и стажировок, которые мы могли бы использовать», – уточнил проректор.
Поддержит Евросоюз
Речь шла в первую очередь о конкурсах РФФИ. Бюджет международных конкурсов РФФИ ежегодно возрастает, и в 2007 году составил 5,34 млрд. рублей. Примерно 4,5% от этого бюджета составляла доля международных конкурсов и еще 5,6% – конкурсы со странами СНГ и региональные.
Международные гранты могут быть хорошим дополнением к финансированию тех или иных научных направлений. К тому же количество такого рода конкурсов велико – это инициативные проекты, двухсторонние семинары, издательские проекты, проекты с участием молодых ученых. География также широка.
С точки зрения зарубежных программ, по мнению А.В. Навроцкого, следует обратить внимание на, так называемые, Рамочные программы (FP) и в т.ч. FP 7, которые являются главным финансовым инструментом, благодаря чему Евросоюз поддерживает исследовательскую деятельность по всем научным направлениям. «Задачей очередного этапа FP 7 на 2007-2013 годы является создание Европейского Исследовательского Пространства (European Research Area), – акцентировал внимание собравшихся докладчик. – Между РФ и ЕС подписано соглашение о сотрудничестве в области науки и техники».
Это дает право российским организациям участвовать в составе консорциумов для подачи заявок и выполнения проектов. Седьмая Рамочная программа включает целый ряд подпрограмм и мероприятий, касающихся различных аспектов научной, инновационной деятельности, развития инфраструктуры науки и др. Конечно, необходимое условие участия – это сотрудничество с европейскими научными организациями.
Интернет-портал программы позволяет проводить поиск потенциальных партнеров для исследований в конкретных областях, а также опубликовывать рекламные материалы о себе. Предлагается заинтересованным кафедрам провести поиск перспективных партнеров и разместить информацию о своих научных направлениях. ОМС (отдел международных связей) университета готов оказать содействие в этом вопросе.
Аспрял и другие
Теперь остановимся на программах поддержки стажировок. В Европе – это программа «Эрасмус Мундус», поддерживающая обучение в магистратуре или работу преподавателей. Целый ряд программ осуществляется организациями США. Так, например, программы Совета по международным исследованиям и обменам IREX предполагают годичное обучение в США студентов 2-3 курсов российских вузов, либо предоставляют стипендии на магистерские программы. Американские советы по международному образованию АСПРЯЛАКСЕЛЕ также предоставляют стипендии на обучение в магистратуре и аспирантуре. Кроме того, имеется программа стажировки молодых преподавателей вузов.
Более подробно остановимся на программе «Фулбрайт», представляющей гранты Государственного департамента США на обучение, проведение исследований, стажировку. Некоторые из мероприятий в рамках общей программы «Фулбрайт» действительно могут представлять значительный интерес в плане повышения квалификации, получения новой информации, развития сотрудничества.
Важной особенностью программ США является и отсутствие необходимости предварительного выбора и согласования с принимающей стороной. Можно участвовать в этих программах с нуля, то есть возложить на администрацию программ проблему поиска и согласования принимающей стороны.
Новый этап Темпуса
Говоря о международном сотрудничестве по разработке и модернизации образовательных программ, следует в первую очередь назвать программу ТЕМПУС. Уже в течение ряда лет наш университет является участником консорциумов, выполняющих проекты в рамках данной программы. Проекты направлены на модернизацию образовательных программ, создание механизмов взаимодействия вуза с предприятием.
В рамках проектов создаются новые центры, например, Центр самостоятельной подготовки по иностранным языкам – для него в проекте разработаны обучающие компьютерные программы, которые знакомят с профессиональной сферой применения английского и немецкого языков инженерами. В рамках проектов состоялись стажировки преподавателей, аспирантов и студентов нашего университета в университетах Бельгии, Великобритании, Германии, Франции.
В этом году начинается реализация нового этапа программы ТЕМПУС IV, рассчитанной на 2008-2012 г.г., «Реформирование высшего образования через международное сотрудничество», призванной содействовать реализации Болонской конвенции. В рамках очередного этапа программы планируется финансирование совместных проектов и структурных мер.
Национальные приоритеты в программе определены Минобрнаукой. Кроме того, можно предлагать проекты с участием нескольких стран-партнеров, ориентируясь на приоритеты всей программы в целом.
В ходе консультаций с партнерами достигнута договоренность о подаче нескольких заявок в 2008 году, которые будут посвящены созданию сети электронных библиотечных ресурсов для обеспечения образовательных программ университетов-партнеров, а также разработке совместной образовательной программы в области транспорта с учетом современных требований рынка труда.
Подготовка национальных кадров
И третий блок вопросов связан с экспортом образовательных услуг, то есть с подготовкой иностранных студентов в ВолгГТУ. Как известно, этим видом деятельности наш университет занимается уже 46 лет, из них на протяжении 35 лет осуществляется довузовская подготовка иностранных граждан. Эта работа строится в соответствии с Концепцией государственной политики РФ в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях; а также с Планом мероприятий по поддержке развития экспорта образовательных услуг на 2006-2008 г.г. и Федеральной целевой программой развития образования. Предполагается, что доля иностранных граждан-контрактников увеличится с 0,9 до 1,6 %.
Что касается ситуации с подготовкой иностранных студентов в нашем вузе, можно сказать, что кризис, вызванный снижением контингента иностранных граждан в последние годы, преодолен. Некоторое уменьшение числа обучающихся сегодня у нас иностранцев является результатом несколько меньшего набора довузовской подготовки. Если же проанализировать с этой точки зрения контингент иностранных студентов на основных факультетах, то можно также отметить определенную стабилизацию ситуации.
В последние годы удалось существенно повысить количество студентов обучающихся, и, соответственно, оканчивающих бакалавриат. Однако значительная часть выпускников бакалавриата не продолжает обучение в нашем университете. «Чтобы увеличить количество магистров, необходимо более активно работать по привлечению выпускников», – отметил докладчик. Надо добавить, что в этом году начата работа по привлечению выпускников зарубежных вузов для обучения в магистратуре и аспирантуре ВолгГТУ. Ведь подготовка иностранных студентов является одним из источников поступления внебюджетных средств в университет. Прогнозируется, что сумма средств в этом году составит 15 млн. рублей, что означает прирост на 15 %.