Кубок турнира СТЭМов – у политеховцев!
Стало уже доброй традицией «под занавес» уходящего года проводить турнир студенческих эстрадных миниатюр на кубок газеты «Молодой. Свежее решение». Вот и на этот раз побороться за эту престижную награду на сцене Центрального концертного зала Волгограда собралось восемь команд, представлявших практически все наиболее крупные высшие учебные заведения регионального центра. Были и дебютанты, в том числе — из Волжского института строительства и технологий.
К сожалению, даже такой огромный зал не смог вместить всех желающих поболеть за свои команды, поэтому, на мой взгляд, не будет лишним краткий обзор выступлений команд — участников турнира.
Первыми на сцену вышли призеры прошлого года стэмовцы из коллектива ВолГУ «Точка опоры». Заставившие немало попереживать членов прошлогоднего жюри, на этот раз они представили зрителям какое-то подобие многолюдной коммунальной квартиры сталинских времен (во всяком случае, так это воспринималось из зала). «Замахнулись на Хармса» — так прокомментировала их выступление газета «Молодой...» Увы, не очень внятно, сумбурно и... с «запахом» трагедии. Зал на выступление отреагировал аплодисментами, однако едва ли половина зрителей могла бы сказать, в чем был смысл периодически появлявшейся на сцене черной, прямо-таки демонической фигуры и почему одна из её жертв напрочь отказывалась завязывать глаза... Как-то не очень действо «волгушцев» подходило под определение «эстрадная миниатюра».
Эстафету у «Точки опоры приняли стэмовцы из «Второго состава», лихо «обрэпившие» под фонограмму Александра Сергеевича Пушкина. Затем они же попытались поднять исконно русскую тему о дураках и дорогах. Неубедительно как-то получилось.
Классикой жанра можно было назвать отработанную СТЭмовцами «Торгового беспредела» миниатюру «Орел и охотник», на фоне которой последующая — «Игральные автоматы в армии» — явно проигрывала. В заключение «беспредельщики» показали миниатюру «Секс по телефону», сыгранную буквально «на грани фола».
И вот после всяких скабрезных реплик ведущие Андрей и Рита объявили выступление СТЭМа ВолгГТУ «Университет» с миниатюрой «День Димкиного счастья»...
Казалось, что совсем не уместны после смешков в зале во время предыдущего выступления ни голос бессмертного Левитана, ни грохот Сталинградского сражения, ни скороговорка советских летчиков, идущих в свою последнюю атаку на врага, ни даже две розы — белая и красная, — оставшиеся лежать на столе, как на могильной плите, под которой покоится Димкино Счастье. Но режиссер СТЭМа «Университет» Петр Запорожцев сумел так представить Димку и его Любовь, что, едва оправившийся от подобного диссонанса зал, буквально взорвался аплодисментами после окончания выступления политеховцев. И вполне справедливо, на мой взгляд, жюри оценило это выступление высшими баллами.
Вернемся к выступлениям на турнире. После небольшого перерыва на сцену вышли дебютанты турнира — СТЭМ «Хомяк», который представили ВолгАСУ и ВолГУ. «Хомячата» Анастасии Жемчуговой дебютировали весьма убедительно. Очень хорошо смотрелась проникнутая большим философским смыслом и светоэффектами миниатюра «Сотворение человека». И, самое главное, что «Хомяк» работал на сцене ЖИВЫМ ЗВУКОМ, сведя к минимуму использование заранее записанных фонограмм.
Ещё одни новички турнира СТЭМов — команда из Волжского института строительства и технологий «Кирпичи». Однако брошенная ими в зал миниатюра о «полиции будущего» «кирпичом» не оказалась и вернулась к исполнителям громом аплодисментов. Решение проблемы полицейских шлемов с помощью детских «унитазов», поиск «убийцы рогаликов», незатасканные шутки — все это оставило очень приятное впечатление от выступления дебютантов-волжан. Так держать, «Кирпичи»!
Как всегда, блеснул (в буквальном смысле этого слова) СТЭМ «Комплимент», который представлял сборную вузов. Миниатюрная и блистающая исполнительница «танца живота» в роли легендарной Саломеи на фоне аллегорических «темных сил» — такой увидели зрители задумку режиссера Сергея Королева.
Надо сказать, что тема вечной борьбы Добра со Злом, тема всепобеждающей Любви не зря стали приоритетными в студенческих миниатюрах и умело раскрывались со сцены как на прошлогоднем, так и на нынешнем турнире СТЭМов. И потому, наверное, оказывались всегда выигрышными.
Под завязку турнира на сцену вышли любимцы публики по прошлым выступлениям — СТЭМ ВГПУ «Пульс». Однако на этот раз их «братья Плисецкие» выглядели не очень убедительно, и анонсы «А у нас в гостях» уже не вызывали такого ажиотажа в зрительном зале. «Кавээновщиной» отдавали практически все номера «Пульса» — что «будка СТС», что миниатюра «Суфлер», что эссе по поводу телевизионной рекламы... Наверное, сказывалось отсутствие в СТЭМе одной из его «звезд» прошлого сезона Александра Майнина. (Впрочем, зрители и на этот раз его увидели на сцене, но об этом чуть ниже.)
А вот групповое выступление «Пульса» с песней-гимном, посвященной турниру СТЭМов, стало настоящим апофеозом. И очень логично завершило турнирную программу этого года. Пока жюри подводило итоги конкурса, зрители приняли участие в церемонии награждения победителей конкурсов, которые проводились газетой «Молодой. Свежее решение» в течение нынешнего года. После этого вниманию болельщиков в зале было предложено несколько внеконкурсных выступлений.
Вышедшие на сцену участники «антиэстетического» (так они сами себя называют) трио «Стар перз» от Волгоградского представительства Самарского технического института «блеснули» репризами самого низкого, на мой взгляд, пошиба. Полностью согласен с мнением одной из представительниц редакционного коллектива газеты «Молодой...», процитировавшей великого Станиславского, что в «грязных галошах» на сцене делать нечего. Это, как мне показалось, можно с полным правом отнести к выступлению «антиэстетического трио», после которого на душе осталось чувство какой-то гадливости.
Немного разбавило «ложку дёгтя» внеконкурсное выступление СТЭМа «Университет», чьи мини-шутки на тему «свободного микрофона» хоть чуть-чуть сгладили неприятное впечатление от выступления их предшественников.
Несомненным подарком для зрителей стало неожиданное появление на сцене ребят во главе с... Александром Майниным. Ведущий турнира СТЭМов Андрей пояснил, что Майнин для этого «сбежал с призывного пункта» и что сейчас он «служит в армии».
Но вот команды вновь вызываются на сцену и жюри объявляет итоги турнира СТЭМов 2006 года. Лучшим стал СТЭМ «Университет» от Волгоградского государственного технического университета с миниатюрой «День Димкиного счастья». Ему и вручили «гран-при» и Кубок турнира.
Дипломом за первое место наградили СТЭМ «Пульс» ВГПУ, диплом за второе место — СТЭМ «Комплимент» сборной вузов, на третьем месте — прошлогодние призеры турнира СТЭМ «Точка опоры» ВолГУ. Жюри также наградило представительницу СТЭМа «Университет» Анну Закору за лучшую женскую роль. «Торговый беспредел» победил в номинации «За лучшую мужскую роль», лучшим дебютом было признано выступление СТЭМа «Кирпичи», а лучшей миниатюрой — «Женщина за рулем» СТЭМа «Второй состав».
Турнир завершился, «сестрам» роздано «по серьгам». Но вопросы остались. В том числе, и к устроителям турнира. Дело в том, что уж очень разножанровые миниатюры приходится оценивать членам жюри. И уж если назвали конкурс турниром «эстрадных миниатюр», то и эти самые миниатюры должны рассматриваться с позиций эстрады, а не театрального драматического искусства. Согласитесь, что миниатюры «День Димкиного счастья» СТЭМА «Университет» ВолгГТУ, или, допустим, те же «Прежде, чем придти» и «Босиком» от СТЭМа «Точка опоры» ВолГУ просто невозможно оценивать в одном ряду с миниатюрой «Женщина за рулем» или «Секс по телефону»...
Михаил БОРИСОВ.
Фото автора.