Мысли по поводу

Подработать не в ущерб

Подработать не в ущербОдним из важных вопросов студенческой жизни с давних времен является работа, а точнее – подработка во время учебы, вызванная обычно либо чувством необходимости приобретения независимости, либо финансовыми затруднениями, либо необходимостью получения опыта работы. В нашем университете, по приблизительной оценке, работает каждый пятый студент дневной формы обучения, большинство – это студенты 4-6 курсов. Мнения насчет использования студентов в качестве рабочей силы разные, и зачастую диаметрально противоположные.

Студент, принявший решение работать, зачастую сталкивается с трудностями в процессе обучения, обычно из-за отсутствия на него времени. Это подтверждает зам. декана ХТФ А.Н. Гайдадин: «Успеваемость студента напрямую зависит от посещения им занятий». Но в принципе, все очень индивидуально, и зависит как от способностей самого студента, так и от места его обучения и работы, и даже курса. Например, студент Денис Ряпин (ЭММ-354, менеджер по продажам) не испытывает никаких трудностей с учебой, во-первых, из-за его способностей, а, во-вторых, он работает по специальности и имеет гибкий график работы. Противоположного мнения придерживается Дмитрий Проскуряков (С-628, инженер-конструктор). С его точки зрения, совмещать работу и учебу крайне нежелательно, за исключением преддипломного семестра, где учебная нагрузка относительно невелика. Единственным, как он считает, оправданием для того, чтобы студент работал, может быть тяжелое материальное положение.

Однако во многих случаях мотивы трудиться не являются материальными. Есть отдельная категория студентов, которая просто не может «только учиться»: для них это слишком однообразно и забирает лишь малую часть жизненной энергии. А куда девать остальную? Вот тут-то и начинается поиск себя, и хорошо, когда этот поиск ограничивается интересными общественно полезными деяниями. Многие из этих студентов начинают проявлять гиперактивность в стенах родного вуза: это и КВН, и спорт, и различные психологические и социологические исследования. И тут возникает вопрос, куда лучше студенту направлять свою энергию: на какую-либо внеучебную активность в стенах вуза или вне его (что также отнимает много времени и часто заставляет пропускать занятия), или все же сделать шаг во взрослую жизнь и начать работать?

Поэтому часто студентов в работе привлекают условия для проявления самостоятельности, креативности, выражения своего Я.

По статистике, больше всех работают технари. Меньше – студенты из классических университетов. Также исследования показывают, что рано начинают трудиться дети руководителей фирм, и причина тому – не только честолюбивое желание самих студентов, но и то, что просто «есть где»: на папиной или маминой фирме всегда можно договориться об удобном и совместимом с учебой графике работы.
Место работы имеет немаловажное значение. Работа по специальности позволяет приобрести необходимые практические навыки для дальнейшего карьерного роста. В то же время студенты зачастую работают именно не по специальности, на которой они учатся, в результате чего работа обычно только приносит деньги. Но и здесь есть обратная сторона: совмещать интенсивные умственные нагрузки в учебе и на работе очень сложно, в то время как сочетание физического труда (а на таких работах студенты работают довольно часто) и умственного, как писал академик Павлов, очень полезно, если, конечно, соблюдать меру.

Кроме того, к сожалению, на современном рынке труда больше востребованы специалисты с опытом работы, а выпускники вузов, не имеющие даже трудовой книжки, мало привлекают работодателей. Поэтому многие работающие студенты гонятся именно за записями в трудовой книжке, что по окончанию вуза сможет обеспечить им более легкое трудоустройство.

Работающие студенты не без гордости нередко заявляют, что они работают и поэтому не успевают в учебе. Большинство опрошенных нами преподавателей заявило, что им все равно, работает студент или нет, главное, чтобы он успевал в процессе учебы. По этому поводу очень интересно высказался зав. кафедрой «Политология» А.Н. Леонтьев: «Если после получения диплома бакалавра, вы уже востребованы как специалист, то зачем учиться или мучиться дальше?». В результате студент, не успев основательно обучиться своей профессии, может так и остаться лицом с дипломом, но без знаний. К сожалению, для некоторых студентов учеба становится делом второстепенным, и единственная цель, которую они перед собой ставят в университете, – получение диплома о высшем образовании. Уйти же на вечернее или заочное отделения многие студенты не желают ввиду престижности диплома дневного обучения и, конечно же, отсрочки от армии.

Александр Коваль,
ЭКО-646.
Мария Фирсова
МГ-507

Стр. 12 из 17pdf