ММСО – платформа для развития диалога
В Москве с 10 по 13 апреля проходил международный салон образования.
Московский международный салон образования (ММСО) – крупнейшее мероприятие в сфере образования России: открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений.
Салон является платформой для развития диалога образовательного и экспертного сообществ, государственных институтов и бизнеса по актуальным вопросам настоящего и будущего системы образования, площадкой привлечения внимания российского и иностранного бизнеса к участию в российском образовательном процессе, в том числе в форме государственно-частного партнерства.
Организаторы: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Министерство просвещения РФ; Автономная некоммерческая организация «Дирекция Московского международного салона образования»; Акционерное общество «ВДНХ».
В работе салона приняли участие и политехники. Проректор Игорь Леонидович Гоник присутствовал 10 апреля на трех круглых столах. Первый из них назывался «Повышение глобальной конкурентоспособности российских вузов» и был посвящен обсуждению задач повышения конкурентоспособности профессионального образования, поставленных в рамках национального проекта «Образование» для российских университетов.
Рассматривались результаты работы университетов, которые входят в проект 5-100, и было отмечено, что участники программы достигли тех результатов, которые ставились перед ними.
Участники пытались ответить на следующие не совсем простые вопросы: как задача вхождения и продвижения в мировых рейтингах должна повлиять на стратегию и тактику развития российских вузов; какие уроки можно извлечь из опыта вузов – участников проекта 5-100 для российской системы высшего образования?
В работе круглого стола принимала участие заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Александровна Боровская, научный руководитель Московской школы управления СКОЛКОВО Андрей Евгеньевич Волков, ректоры некоторых российских вузов.
«Национальные исследовательские университеты: категория иили проектная рамка» – тема второго круглого стола, на котором модератором была исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Вадимовна Аржанова. В его работе принимали участие директор Департамента координации деятельности организаций высшего образования Минобрнауки РФ Екатерина Геннадьевна Бабелюк, а также ректоры и другие заинтересованные лица. В фокусе внимания – тема участия национальных исследовательских университетов в сегодняшней повестке приоритетного проекта «Наука» и реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации.
Также в 2019 году проводится оценка эффективности одного из самых значимых проектов в системе высшего образования – создания сети национальных исследовательских университетов, в реализации которого участвовало 29 ведущих российских университетов в течение десяти лет. Круглый стол стал местом обсуждения эффективных кейсов и моделей, реализованных НИУ за это время. Особое место было отведено вопросам мониторинга научной деятельности научных и образовательных организаций.
И третий круглый стол, в работе которого принимал участие Игорь Леонидович Гоник, – «Опорные университеты в развитии территорий и отраслей».
На заседании говорилось о том, что реализация проекта по формированию когорты опорных университетов, активно участвующих в региональной повестке развития с 2016 года по настоящее время, позволяет выделить эффективные решения в формате сотрудничества различных региональных стейкхолдеров и университетов.
Новый этап развития этой когорты в рамках федерального проекта предполагает усиление внимания к теме подготовки кадров для базовых отраслей экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации.
В рамках круглого стола обсуждались новые подходы к корректировке модели, основных характеристик и направлений деятельности опорных университетов.
Отмечалось, что уже совсем скоро количество опорных университетов возрастет до 80. Ключевой фактор – подготовка кадров для экономики региона,и поэтому предложено приглашать для участия в конкурсе и отраслевые вузы.
На заседании круглого стола были представлены и данные мониторинга реализации Программы развития опорных университетов. Так, в 2018 году вузами было представлено 154 стратегических проекта, в среднем по 4 на каждый вуз. Средний бюджет, который выделялся опорным университетам, составил 72 млн рублей, опять же в среднем по 30 млн на каждый проект в год. Средний объем софинансирования – 13 млн рублей в год.
В работе Салона участвовал и Андрей Викторович Исаев, заместитель декана факультета довузовской подготовки ВолгГТУ.
Также в рамках ММСО Департамент государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Минобрнауки России провел круглый стол на тему «Возможности инжиниринговых центров при вузах в рамках реализации Национальных проектов», в работе которого принял участие директор инжинирингового центра «Полимерные композиционные материалы и технологии» ВолгГТУ Алексей Николаевич Гайдадин.
В ходе заседания прошло обсуждение промежуточных итогов реализации программы государственной поддержки проектов по созданию и развитию ИЦ на базе образовательных организаций высшего образования, подведомственных Минобрнауки России, перспектив ее дальнейшего развития, а также возможностей участия нижиниринговых центров в рамках реализации Национальных проектов.